Актер Николай Иванович Парфенов умело воплощал на экране различных представителей советской бюрократии и быта: от чиновников и управдомов до бухгалтеров и соседей. Ему не часто доставались главные роли, но он стал одним из самых популярных и запоминающихся актеров своего времени.
Образование и карьера
Он был одним из шестерых детей в семье, которая рано потеряла отца и жила небогато. Единственными кормильцами были мать и два старших брата Николай и Борис, которые трудились на земле с утра до вечера. В 1930-е годы семью Парфеновых обвинили в кулачестве и их мать выслали на добычу торфа. Тогда Николай уехал в Москву, где устроился простым рабочим на завод.
Но он не забывал о своей заветной мечте стать актером. Он решил испытать удачу и смог поступить в театральную студию, организованную театром Моссовета, где тогда был недобор (его однокурсником оказался Владимир Зельдин). Потом именно этот театр стал его вторым домом на протяжении всей жизни и дал возможность сыграть множество ролей.
Парфенов начал свою кинокарьеру в 1945 году, а в 1950-е стал одним из самых востребованных актеров в фильмах о жизни и труде советских людей. Николай Иванович принял участие более чем в 130 картинах, не прекращал сниматься до 80 лет. Многие зрители особо запомнили его по фильмам «Афоня», «Мы, нижеподписавшиеся», а также по рекордному количеству ролей в киножурнале «Фитиль».
На самом деле артист был совсем не похож на сыгранных им экранных персонажей, которые часто оказывались неловкими и неумелыми в общении. Николай Иванович хорошо знал поэзию, умел играть в шахматы и ценил хороший юмор. Кроме того, он не имел вредных привычек, избегал пить спиртное и всегда поддерживал свое здоровье спортом.
Личная жизнь
Артист очень дорожил своей семьей, но крепкий брак ему удалось построить лишь пройдя через расставание. Сначала Николай попробовал создать семью со своей коллегой Ольгой Васильевой, у них появилась дочка Ирина, но они не смогли сохранить свои чувства.
Парфенов тяжело переживал развод, но потом друзья-актеры познакомили его с женщиной, работавшей в бухгалтерии театра, которая была в разводе и растила двоих детей. Актер женился на Ларисе Алексеевне и стал заботливым отцом для ее сына и дочери. Вместе они смогли прожить в гармонии почти 50 лет.
Николай Иванович не растрачивал свои заработки, надеясь повидать мир вместе со своей женой, и накопил немало к пожилому возрасту, но оказался обманут: в 1990-е его деньги обесценились.
Когда его супруга пострадала от инсульта и потеряла способность двигаться, Парфенов ушел из театра, чтобы уделить ей всю свою заботу. После ее кончины он остался одиноким, его поддерживала только сестра Антонина, а дочь Ирина приходила к нему лишь иногда.
В конце жизни Парфенов мучился от потери памяти и одиночества. Приёмные дети его второй супруги не заботились о нём, а только постепенно выносили из его квартиры всё ценное, от телевизора до мебели. В итоге у Парфёнова не осталось ничего, кроме старого дивана, на котором он и спал.
В какой то момент, устав от такого отношения к себе, Парфёнов принял решение переселиться в дом престарелых для актёров. Он надеялся там найти уют и заботу, а также избежать опасности потеряться на улице (ему уже случалось забывать дорогу домой из-за начавшихся проблем с памятью). Однако для того, чтобы его туда приняли, ему нужно было передать свою квартиру государству. Парфёнов согласился на это, но обнаружил, что в его жилище прописана внучка. Это было сделано тайно от него при участии его жены Ларисы Ивановны и приемных детей. Внучка отказалась уступать свои права на квартиру.
Парфёнов скончался от инсульта в 86-летнем возрасте на Рождество 1999 года. Его сестра, на глазах которой это произошло, решила потом кремировать его тело. Она хранила урну с прахом брата почти год у себя дома, думая, что может кто-то из его театральных коллег захочет попрощаться с ним. Но никто не пришёл. Урна с прахом Парфёнова была похоронена на Химкинском кладбище.