В 1953 году мир узнал, что в СССР, оказывается, есть невероятно сексуальные женщины, которые еще и снимаются в кино. Если Любовь Орлова или Людмила Целиковская оставались обожаемыми и любимыми внутри страны, то Алле Ларионовой на короткий период суждено было стать первым советскими секс-символом мирового класса.
Советский кинематограф в сталинские годы вовсе не находился в полной изоляции от мира, хотя международных кинофестивалей не проводилось, и наши артисты массово за границу не выезжали. Напротив, киношники из разных стран очень ценили достижения наших классиков. «Броненосец Потемкин» считался и до сих пор считается одним из величайших фильмов всех времен и народов, а Сергей Эйзенштейн — создателем монтажа аттракционов в кино. Огромное влияние на развитие мирового кино оказывали фильмы и других советских мастеров вроде документалиста Дзиги Вертова, Александра Довженко, Михаила Ромма. Нашего Марка Донского до сих пор считают отцом-основателем итальянского неореализма — на его фильмах по Горькому выросло то самое «золотое» поколение мастеров Италии. Но все-таки советское кино долгое время за границей воспринималось чем-то монументальным. Тамошие киноведы всерьез полагали, что в нашей стране всегда снимается что-то революционное, историческое, эпохальное. Легкие комедии Пырьева или Александрова Западу были неинтересны. И наших любимых актрис вроде Любови Орловой, Валентины Серовой или Людмилы Целиковской за границей никто не знал.
Все изменилось в 1953 году, когда на Венецианском кинофестивале главным триумфатором стала сказка Александра Птушко «Садко». Главную роль в ленте вместе с великим Сергеем Столяровым сыграла никому не известная 20-летняя Алла Ларионова. Ее Любава поразила жюри престижного кинофестиваля особо — такой воплощенной сексуальности от представительницы советского кино никто не ожидал. «Садко» получил «Серебряного льва» («Золотой лев» в тот год так никому и не достался). А на девушку обрушилась невиданная мировая слава.
Ларионова попала в кино благодаря огромному женолюбию Георгия Натансона («Шумный день», «Все остается людям», «Еще раз про любовь», «Старшая сестра»). Этот замечательный кинорежиссер вплоть до последних лет жизни (а прожил он почти 97) не пропускал взглядом ни одной красивой женщины, а уж во времена молодости сдерживать свой бурный темперамент ему было невероятно трудно. Натансон работал ассистентом Птушко на фильме «Садко». В процессе подготовки картины здесь возникла большая проблема с Любавой — ни одна актриса постановщика не устраивала. И Натансон начал вовсю проталкивать второкурсницу ВГИКа Ларионову, с которой он был шапочно знаком и (как многие мужчины) буквально оглушен её красотой. Молодому ассистенту хотелось развить с ней отношения, хотя он несколько лет тому назад женился, у него даже родилась дочь. Птушко все время отказывался, ему нужны были опытные исполнительницы, а не студентки, которые ничего не умеют. Натансон упорствовал, и мэтр не выдержал: «Как же ты мне надоел! Приводи, Жора, свою протеже, откажем ей, и ты от меня отвяжешься наконец-то!»
Но и сама Ларионова, будучи студенткой у строгих Герасимова и Макаровой, не хотела ехать на пробы: «Жорочка, нельзя нам на втором курсе сниматься!» Натансон все же уговорил. Проб как таковых не было. Как только Птушко увидел перед собой Ларионову, то сразу сказал: «Иди и учи текст сценария. С Герасимовым я договорюсь — отпустит!» Алла Дмитриевна с ролью справилась великолепно, и после Венеции к ней посыпались предложения о работе из самых разных стран: Франции, Италии, ФРГ, Австрии и, конечно, Голливуда. Представители Госкино на все официальные запросы из-за границы отвечали, что «артистка Ларионова законтрактована на ближайшие 5 лет советскими киностудиями» — это было неправдой. Потом та же самая версия будет использоваться в Госкино при ответах на приглашения из-за границы Татьяне Самойловой после огромного успеха ленты «Летят журавли».
Ее красотой был потрясен даже Чарли Чаплин, мечтал снимать Ларионову в своих фильмах и Федерико Феллини. Конечно, в первую очередь, эти мужчины находились под впечатлением от ее внешности, ведь Алла на несколько лет предвосхитила появление именно такого женского типажа в качестве мирового секс-символа. Страсти вокруг Ларионовой кипели и на Родине – многочисленные поклонники сходили от нее с ума. Хотя сам Натансон признавался в мемуарах, что в зимнем лесу во время съемок «Садко» Ларионова все-таки позволила себя уронить в снег, обнять и поцеловать (чисто «чтобы согреться»), молодой ассистент режиссера не был мужчиной ее мечты. Более того, она во время одной из заграничных поездок отказала даже самому Жерару Филиппу. Он никак не мог произнести сложное для иностранца имя «Алла Ларионова», и смеющаяся советская актриса стала называть француза «Жерарчиком», а тот ее «Алчиком». На одном из банкетов последовало приглашение на свидание от Жерара — Ларионова не пошла. Сама она признавалось, что ее идеалом мужской красоты из французских кинозвезд был Жан Габен. Пусть уже и «старый гриб» к тому времени, но в нем содержалась скрытая мужская сила, которая ее пленяла. Ну а «Жерарчик» для нее был слишком слащав.
Несколько лет продолжался мировой триумф Ларионовой, которая объездила полмира с фильмом «Садко». А потом последовала новая успешная работа — «Анна на шее», где красота Ларионовой сразила наповал самого Александра Вертинского. Конечно, он вел себя более осторожно, чем Натансон, и когда понял, что кроме огромного уважения молодая артистка к нему ничего не испытывает, просто подарил ей фото с надписью: «Желаю вам большой карьеры в кино, но не спешите с личной жизнью. Помните, что вы обречены стучать в сердца людей и укрощать зверей. Не разжалобливайте себя мыслями об одиночестве — артист всегда один. Но зато он Бог!» В это время по Москве уже ползли слухи о том, что красавица Ларионова якобы является любовницей министра культуры Александрова, и он даже купает ее в ванне из шампанского. Сама она мучительно переживала из-за этих сплетен, плакала от несправедливости. И вскоре Ларионова сдалась самому настойчивому своему ухажеру, который от любви просто потерял голову и был готов на все — актеру Николаю Рыбникову. Он добивался ее несколько лет, терпел короткие романы Аллы, а потом взял в жены с ребенком от чужого мужчины (актера Ивана Переверзева, еще одного не выдержавшего ее красоты на съемках) и любил до последних дней жизни.
Они прожили вместе 33 года, и это была очень счастливая семья. Даже когда их обоих перестали «любить» режиссеры, и в 1970-е годы после «Седьмого неба» главных ролей уже не предлагали, Ларионова и Рыбников жили друг другом. В 1980-е Ларионову почти совсем перестали приглашать в кино, к примеру, с 1980 по 1988 — ни одного фильма. Она, конечно, утратила к тому времени сексапильность молодости, но и зрелой женщиной оставалась удивительно красивой и желанной. В Театре киноактера работы было мало, выручали только встречи со зрителями — Аллу Ларионову обожали, ее помнили, а уж их совместное появление на сцене вместе с мужем всегда вызывало бурю восторга в любом зале.
После смерти Рыбникова, уже в новой России Ларионова стала практически нищей. Ее основным источником дохода была пенсия, которая несколько лет составляла что-то около 500 деноминированных рублей (чуть больше 25 долларов), изредка бывали интервью на ТВ, но за них не платили. Конечно, обе дочери помогали маме, это и спасало. «То, что красота победит, это все… только разговоры!» — горестно заметила она за несколько месяцев до смерти. Блистательная Алла Ларионова умерла от обширного инфаркта через два месяца после своего 69-го дня рождения и была похоронена на Троекуровском кладбище вместе с любимым мужем. Со своего портрета на памятнике Николай Рыбников до сих пор смотрит в сторону жены, которую он боготворил всю жизнь.