В последние недели то и дело приходится слышать, как российские знаменитости переезжают в Израиль и другие страны. Среди них — Алла Пугачёва, Максим Галкин, Иван Ургант… Когда-то эту страну могла выбрать для проживания и Элина Быстрицкая. Почему же легендарная Аксинья из «Тихого Дона» не смогла покинуть родину? Разбираемся в 95-ю годовщину со дня рождения актрисы.
Звезда «Тихого Дона» не раз бывала в Израиле — гостила у сестры, Софьи Шегельман. При желании Элина Быстрицкая могла бы остаться там насовсем. Но она каждый раз возвращалась в Россию. Более того — знаменитая актриса очень хотела, чтобы и Софья вернулась.
Прилетала к сестре в гости
Софья Шегельман рассказывала журналистам, что когда-то они всей семьёй решили переселиться в Израиль: туда уехали сама Софья, её муж, взрослый сын с женой и детьми. Быстрицкая осталась в России. Сёстры скучали друг по другу, они привыкли часто разговаривать и знать, что родной человек где-то неподалёку. Элина Авраамовна, впрочем, охотно гостила у Софьи, прилетала в гости каждый год, так продолжалось шесть лет. По словам Софьи, Быстрицкая получала огромное удовольствие от экскурсий, с любопытством осматривала достопримечательности, ей всё очень нравилось. Но вопрос переезда актриса даже не рассматривала: для неё это было исключено, она интересовалась Израилем только как туристка. И каждый раз пыталась убедить сестру вернуться в Москву. Софья, в свою очередь, уговаривала Элину Авраамовну переехать к ним, чтобы жить одной большой дружной семьёй.
Ради зрителей
Почему же она проявляла такое упорство? Как объясняла сестре Быстрицкая, она для российских зрителей — некий символ, нравственный ориентир, и её поклонники никогда не поймут и не простят её переезда. Элина Авраамоовна очень ответственно относилась к своей жизни и своему творчеству. Она просто не могла себе позволить разочаровать зрителей: ведь именно для них она работала, для них создавала образы, навсегда остающиеся в душах.
Любовь с первого взгляда
Рядом с одной из самых талантливых и красивых советских актрис в разное время были разные мужчины. Около двух лет Элина Авраамовна жила с Андреем Поляковым — главным режиссёром одного из театров Литвы. Это был гражданский брак, они не регистрировали свои отношения. После того как они расстались, Быстрицкую познакомили с Николаем Кузьминским — он работал в Министерстве внешней торговли. Кузьминский с первого взгляда влюбился в эффектную актрису и сделал предложение уже через четыре дня после знакомства.
Элина Авраамовна вышла за него замуж, и они прожили вместе двадцать семь лет. Детей у них не было — сказалась фронтовая юность Быстрицкой, непосильные нагрузки. Будучи ещё совсем девочкой-подростком, она выносила с поля боя раненых, нередко подолгу тащила на себе тяжёлых взрослых мужчин, так что здоровье было серьёзно подорвано. Впрочем, в браке с Кузьминским она была счастлива — это замечали все близкие. У них было много общего: оба любили искусство, вместе смотрели спектакли и фильмы, обсуждали и спорили… Но и этот брак однажды распался — в 1985 году они развелись.
Воспоминания Софьи
Софья Шегельман после потери Элины Авраамовны написала о ней книгу — «В конце тоннеля». В ней она рассказала и о втором муже сестры, назвав его общительным, открытым и улыбчивым человеком. По словам Софьи Михайловны, все родные быстро полюбили Кузьминского, он стал для них ещё одним членом семьи. Николай Иванович искренне радовался, когда Софья приезжала в гости, и старался делать всё для того, чтобы порадовать сестёр, чтобы их встреча превратилась в настоящий праздник. Когда они расстались, Софье было очень жаль, но она не позволяла себе никого осуждать, считая, что это касается только двоих.
Самая загадочная
После этого развода Быстрицкая больше не выходила замуж. Знаменитой актрисы, символа поколения, легенды советского кино не стало в апреле 2019 года. Она прожила 91 год. Те, кто знал её лично, до сих пор вспоминают сильный характер, бескомпромиссность и принципиальность. Элина Быстрицкая много лет хранила тайну своего второго брака даже от коллег. В театре, где она работала, никто не знал имени её супруга, настолько она была закрытой, не хотела, чтобы её личную жизнь обсуждали чужие люди. Она навсегда осталась одной из самых загадочных звёзд советского кино.