«Покровские ворота» прекрасны всем, и даже небольшие ляпы фильм не портят. Но многие моменты картины и уличные сцены были подобраны режиссёром с любовью и точностью.
Главное, что автор верно все объекты съёмок раскидал в доходимой близости от самих Покровских ворот. И ощущение близости к коммунальному дому наших героев незримо присутствует в кадрах, и дух Москвы открывается зрителю с большой теплотой.
В начале второй серии трое героев оказываются у здания старого цирка. Это совсем неслучайно, ибо сразу за цирком располагался Центральный рынок. Где ещё отовариться на свадьбу как ни там? Интересно, что клоуны-зазывалы возникают на козырьке совершенно в разных составах. В момент съёмок этой сцены был сильный мороз и клоуны постоянно бегали греться. Когда же смонтировали скоморошьи зазывалки выяснилось, что в кадре разные люди.
Маршрут троицы к Покровским воротам показан в фильме абсолютно точно. Философствующая компания вышла на Цветной бульвар и застыла на время у скульптуры М. Бабурина «Песня». Даже если учесть что действие пьесы проистекало в в предфестивальное время, то скульптуры там никак не могло быть, ибо она была установлена только в 1958 году.
Дальше страдающий от любви Велюров, заправлявшийся у всех пивных ларьков, пытается размочить свою грусть-тоску в «кафе-баре». Это известное заведение находится и сейчас на Рождественском бульваре. У Козакова в фильме оно выглядит абсолютно так как оно было в начале 80-х, в дизайне и с подсветкой, но в 50-е годы такого дизайна не было. И вообще не факт, что кафе-бар там тогда было. Да и само название — бар — вряд ли в 50-е годы существовало. Понятие бар было упразднено как капиталистический пережиток в советское время. Только в 70-80-е годы в Москве стали вновь появляться бары. И то больше для иностранцев. В Москве же тогда были лишь рюмочные и пивные. А пивные ларьки были на каждом шагу. И понятно, что пройдя методом подобного пивного окунания Рождественский бульвар, а потом и Сретенский с Чистопрудным, Велюров добрался до дома просто на рогах.
Кстати сам пивной ларёк, где Велюров надирается пивом, режиссёр сочинил абсолютно точно. В 1980-е годы таких ларьков уже не было. Но Козаков-то помнил свою молодость.
Сильно косячат сцены прогулок Костика и девушки его мечты. И как-то неубедительно выглядят сцены у Таможенного моста через Яузу, где проносятся современные электрички, и с мощными военными «Уралами» у высотки на Котельнической.
Но наверно самый явный косяк это мальчик с олимпийским мишкой на рукаве. Кстати, девочка, что рядом с ним — внучка Михаила Михайловича Козакова.
Зато во многом другом режиссёр оказался на высоте. Сцена где Хоботов с Людочкой садятся в трамвай снята прямо на Покровских воротах. В кадре виден один из красивейших домов центра Москвы (Чистопрудный д. 14). Он называется «Доходный дом церкви Троицы на Грязех», и весь расписан красивыми символами. И трамвай старый подогнали. Кстати этот трамвай с номером 2170 снимался в десятках фильмов. Он заслуженный ветеран-пенсионер нашего кинематографа! Почти всегда он «Аннушка» как и в «Покровских воротах».
На этом месте вообще наши кинематографисты любили снимать. Ещё со времён «Подкидыша». Один Данелия сколько там снял сцен из своих фильмов. Но с Данелией всё просто. Он там жил (если смотреть от этого кадра — то за спиной фотографа), и любил снимать и наблюдать за съёмочным процессом из окна своей квартиры. Там же в «Месте встречи» убивают Васю Векшина.
Очень правдиво выглядит Бол. Ватин переулок, что находится на Швивой горке. По этой крутой дорожке от Афонского подворья к «Иллюзиону» идут влюблённые герои. Интересно, что они расходятся с пожилой парой. Старость уходит, молодость приходит. Бол. Ватин переулок в таком виде, с брусчаткой и дырами, просуществовал до середины 90-х. Только потом его заасфальтировали.
Свидание Людочке Хоботов назначает у входа в институт землеустройства по ул. Казакова (не путать с режиссером у которого фамилия — Козаков). Эти огромные белые шары и сейчас украшают его вход.
Велюров ловит машину в плаще накинутом на халат в Архангельском переулке. Правда тогда он назывался Телеграфным. В кадр попала знаменитая Меньшикова башня.
А вот погоня запечатлена в Лялином переулке. Неутомимый Савранский (как истинный человек будущего) после делает крутой вираж в сторону М. Казенного переулка, и дальше преломляется в пространстве и оказывается в районе Красных ворот 1980-х, а Людочка в коляске и Хоботов с ручкой от мотоцикла остаются на перекрестке в Лялином переулке 50-х.
Ну и многие сцены финала сняты в усадьбе Усачёвых-Найдёновых, что находится на Земляном валу, на берегу Яузы, недалеко от м. Курская. В 80-е годы там находился большой спортивный диспансер и больница для спортсменов.
Там и сейчас многое выглядит также как и прежние времена. И грот есть и скульптуры. И парадная лестница по которой так лихо приплясывали Велюров и Костик с травмобольными.
Кстати на этой же территории Людочка делает укол Хоботову в начале картины, когда Хоботов объясняется ей в любви. В окно её кабинета виден Земляной вал. Похожа и эта сцена была снята в диспансере.
Есть в фильме ещё пара удивительных и неслучайных совпадений. Алиса Витальевна смотрит по телевизору как «наши изображают французскую жизнь» в картине М. Ромма «Убийство на улице Данте». Именно там главную мужскую роль сыграл юный Михаил Козаков.
И ещё момент как Маргарита Павловна стоит у афиши Карнавальной ночи, а счастливый Савва Игнатьич прилетает к ней с билетами на фильм. Пикантность ситуации в том, что Инна Ульянова сыграла в «Карнавальной ночи» маленькую роль. Получается, что она пойдёт смотреть картину где сама играет.
Странно, что все сцены на катке снимали на Патриарших прудах. Хотя каток на Чистых заливали также как и на Патриарших, и катания были и там и там (автор сам катался на коньках на Патриарших в 80-е). Но видно не смогли договориться с Чистыми. В кадре же хорошо просматривается панорама Патриарших. И здание бывшего ресторана, которое в момент катания становилось «теплушкой», где можно было переодеться и попить чаю.
«Покровские ворота» это такой бездонный кладезь для изучения Москвы и всяческих временных сравнений, что можно смело накатать другую подобную сей статью, но уже о других моментах картины. И ничего не повторится. А пока пора и честь знать, и завершать это кадроповествование.