В 1964 году на экраны вышел фильм Алексея Салтыкова «Председатель», после которого исполнитель главной роли Михаил Ульянов стал признанным актером советского кино. Вот что писали в прессе спустя несколько месяцев после выхода киноленты:
«Толпы и очереди у кинотеатров. Многолюдные коллективные просмотры. Волна общественных обсуждений. Острая полемика о фильме в печати. То, что творилось в дни выхода на экраны «Председателя», бывает нечасто. За первые три недели проката фильм посмотрело в Москве 3 миллиона 200 тысяч зрителей, в Ленинграде – более двух миллионов, в Киеве – полтора миллиона. Такой зрительский успех и общественный резонанс фильма не случайны: трудно найти человека, которого бы он не задел за живое, оставил равнодушным».
И правда, фильм актуальный для тех лет, да и вообще для русского человека. Это честный рассказ о том, как сурово жила деревня в послевоенные годы. О том, как крестьяне поднимали доведенные до ручки колхозы, боролись с нищетой и разрухой, а еще – с казенщиной и показухой.
Кино это снято в 60-е, когда «культ личности» был уже позади. Поэтому в «Председателе» довольно честно и глубоко показаны реальные проблемы. Эта кинолента – полная противоположность «Кубанским казакам» и прочей «клюкве», которая не одно десятилетия насаждалась сверху.
И, в тоже время, одна из идей фильма такова – главное богатство деревни – это люди, которые в ней живут, которые даже в самые тяжелые времена не теряют силы духа и продолжают работать.
Зрителей привлекла не только острота социальной тематики фильма «Председатель», но и его художественная составляющая, эмоциональная сила. Тут жизнь бьет ключом разными красками – веселыми, трагическими, радостными и отчаянными. Деревня меняется, потому что люди хотят жить лучше, потому что они это заслужили своим трудом.
Главный герой Егор Трубников в исполнении Михаила Ульянова – резкий и горячий человек. Темпераментный и волевой. Его нельзя однозначно назвать положительным героем, хотя, конечно, таковым, по большому счету, он является. Он может устроить драку, может покрыть трехэтажный матом, а потом искренне плакать.
Есть в нем человечность, а ведь далеко не все председатели такими были. В нем искренность и чистота намерений сочетается с совсем неидеальными чертами. Он умеет пользоваться властью, он груб и резок, и часть его поступков достойны осуждения.
Михаил Ульянов мастерски создал образ Егора Трубникова. Он показал, что даже противоречивый человек способен идти в правильном направлении за правое дело.
Есть в этом фильме еще один интересный герой – антипод Трубникова – его брат Семён, которого сыграл Иван Лапиков. Он играет человека с изломанной судьбой, потерявшего смысл жизни. Он живет по принципу «сам за себя». Конечно, в те годы такой человек был показан антигероем, отрезанным от коллектива.
Есть в этом фильме еще несколько удач. Это жена Семена Доня в исполнении Нонны Мордюковой, и Калоев – Владимир Этуш, и молодожен Маркушев в лице Вячеслава невинного, и Полина Коршикова — Валентина Владимирова, а также Клягин – Николай Парфенов.
«Председатель» — оригинальный сценарий писателя Юрия Нагибина, который он создал с нуля. Здесь он показал глубокое знание деревни, описанных сочным языком персонажей, он круто переплетал судьбы персонажей с общественной жизнью деревни.
Что касается недостатков киноленты «Председатель»: вторая часть оказался слабее первой, она более фрагментарная и рыхлая. Эпилог киноленты впечатляет меньше, чем сама лента. Сильные и слабые стороны фильма, как написано выше, породили серьезную полемику.
И все-таки фильм достойный и интересный. Если сбросить шелуху идеологии, то можно увидеть трагедию в деревни, которую переживают русские люди, несмотря на все, идущие вперед. И именно Михаил Ульянов – главная звезда этого кино. Кредит, данный ему зрителем, актер полностью оправдал здесь, и своими будущими работами.