Фильм из начала 90-х «Ребро Адама» с Чуриковой, Рябовой и юной Машей Голубкиной — просто замечательный. Четыре одинокие и не вполне счастливые женщины разных возрастов обитают в одной маленькой квартирке. Их существование безрадостно, а поведение зачастую инфантильно. Но и в этом «женском» царстве нашлась та, кто смотрела на мир вполне адекватно.
Если вы ещё не видели этот фильм 1990 года, то напомню кратко: на одной жилплощади вынуждены терпеть друг друга неходячая бабушка, её дочь (Нина Елизаровна, играла Инна Чурикова), которая воспитала двух девочек от разных мужей (разных, потому что бабушка выжила их из дому).
Ну, и, собственно, две эти дочери тоже ютятся в квартире: одна встречается с женатым коллегой (Лида, играет Светлана Рябова), а другая (подросток Настя, играет Маша Голубкина) ведёт не по годам взрослый образ жизни и узнаёт, что скоро сама станет матерью.
Каждое утро в этой квартире начинается одинаково. Все торопятся на работу и спорят, кто же вынесет судно за бабушкой. Последняя звонит в колокол, если ей что-нибудь нужно. И не только.
Например, когда к Нине Елизаровне пришёл новый кавалер в кои-то веки, бабушка без причины звонит в колокол и всё портит. На что Нина Елизаровна берётся отчитывать мать. Мол, ты мне всю личную жизнь испортила. Но тут же приходит в себя и начинает каяться.
Нина Елизаровна отчасти права. Ведь бабушка ловко использует своё состояние, чтобы манипулировать дочерью, потому что сама когда-то пережила разочарование в любви. А что же было, когда старушка была полна сил? В общем, личное счастье Нине Елизаровне только снится.
Лидочка — молодая женщина, совершенно очаровательная. Лет тридцати. Но, как часто бывает, до последнего момента не видит: её принц на белом коне не бросит семью и не женится на ней. Лида пребывает в мире розовых грёз и отмахивается от всех попыток окружающих открыть ей глаза на правду. Пока сама не видит эту правду своими глазами.
Настя — как все подростки: резка в выражениях и действиях. Но мне она показалась самой здравомыслящей в фильме «Ребро Адама». Пока все «взрослые» на знают, что делать с её будущим ребёнком, Настя принимает спокойное решение: малыш на свет появится.
Она не строит иллюзий насчёт отца того самого ребёнка, прямо называя его «неумным». На помощь кавалера она не надеется. Настя не живёт стереотипами, как мама, и не строит иллюзий, как старшая сестра. А ещё умеет выживать даже в самые непростые времена: знает, как достать дефицитные товары. Хотя Нина Елизаровна считает это неинтеллигентным поступком. Но Настя не пропадёт!
Финал фильма многие трактуют по-разному. А я поняла его так. Когда бабушка в очередной раз звонит в колокол, верёвка обрывается и… Манипулировать больше не получится. Старушка впервые за весь фильм шевелится! Поднимает руку, а потом и вовсе встаёт на ноги и начинает петь, чем удивляет дочь и внучек.
Так неужели она придумала себе свою немощность? Точно так же, как Нина Елизаровна придумала, будто бы мама виновата в её личных неудачах. А Лида придумала себе «розовый мир» и принца на белом коне. Но перекладывать неудачи на плечи других — это не дело. Теперь не получится винить обстоятельства: жизнь надо брать в свои руки.
Хорошо, что самая младшая, Настя, это и так знала.