У создателя киносказок «Морозко» и «Королевство кривых зеркал» совсем не было русских корней, но сам Александр Роу считал себя русским человеком. Его не любили многие чиновники, но даже они не смогли помешать режиссёру пополнить копилку золотого фонда советского кино. Как сложилась судьба Александра Роу — человека, фильмы которого мы смотрим с самого детства?
Александр Роу родился в 1906 году то ли в Москве, то ли в Костромской губернии. За год до этого отец будущего режиссёра, Артур Роу, приехал в Россию из Ирландии — налаживать мукомольное производство. Здесь он женился на гречанке Эйли Карагеоргиу. Так появился на свет Александр.
Уже в 10 лет детство мальчика закончилось: началась Первая мировая, отец сбежал из России и оставил семью. Много лет спустя родственники ирландца скажут: он хотел забрать Сашу и жену в Ирландию, но потерял из виду. Так ли это? Неважно. Саша Роу всё равно остался без отца и разделил с мамой все тяготы бедной жизни.
Ещё мальчиком Александр Роу продавал спички, пел в церковном хоре, мыл полы за деньги. А после семлетней школы, по совету мамы, поступил в промышленный техникум в Москве. Там Саша увлёкся самодеятельностью и стал мечтать об эстраде. А потом попал в киношколу и стал ассистентом одного из первых режиссёров страны — Якова Протазанова.
У мастера Роу научился всем азам режиссуры и организации съёмок, потом окончил драматический техникум Ермоловой и стал режиссёром киностудии им. Горького. Александра Роу сразу привлёк жанр сказки. Он утверждал: дети не любят нравоучений, и вся мораль в сказках спрятана глубоко, в обилии смешных или неожиданных ситуаций.
В 1938 году Роу снял свой первый фильм «По щучьему веленью», который был встречен как явление в советском кинематографе. Роу стал не просто режиссёром, но и первооткрывателем по части спецэффектов.
В последующие годы он снял фильмы «Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок», «Майская ночь», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы».
Каждый фильм Александра Роу становился культовым, а сам режиссёр превратился в главного русского сказочника. Но и у талантов всегда есть критики. Многие чиновники не скрывали: им не нравится Роу. А всё потому, что режиссёр не снимал типичные «идейные» фильмы, а жанр сказок казался чиновникам несерьёзным.
Ещё Роу упрекали: почему отрицательных персонажей в его фильмах всегда играют самые заслуженные и известные актёры? Непорядок! И только когда сказки Роу получили мировое признание, ему дали звание Народного артиста.
Личная жизнь режиссёра тоже была тернистой и непростой.
Со своей первой женой, актрисой Еленой Савицкой, Роу прожил недолго. Второй избранницей режиссёра стала актриса Ирина Зарубина. Она снималась в его фильме «Василиса Прекрасная». В 1940 году у пары появилась дочь Татьяна, но и этот брак оказался коротким.
Вскоре началась ВОВ. Зарубина оказалась в Ленинграде, а Роу уехал в эвакуацию в Сталинабад. Отношения не вынесли испытания расстояниями. Известно, что у режиссёра была третья избранница. Она стала помощницей и верным другом Александра Роу, но совместных детей у пары не было.
Когда режиссёр уже прославился, в конце 60-х в газетах появилась заметка: ирландские родственники искали Роу, чтобы дать ему часть наследства от отца. Сумма оказалась не баснословной, но её хватило, чтобы купить фотоаппарат и приличное пальто. Но Александр Роу был таким шутником, что говорил окружающим: получил в наследство пароходную компанию, и теперь ума не приложит, что ему с ней делать.
Последним проектом в жизни Александра Роу стал фильм «Финист — Ясный сокол». Но он лишь успел подобрать актёров: в 1973 году Роу не стало. Два года спустя задуманный фильм снял его ученик Геннадий Васильев.