Вы можете перепутать его имя и фамилию, даже позабыть его самого, но его голос останется в памяти навсегда! Голос «автора» из мультфильмов «Алиса в стране чудес» и «Как Львёнок и Черепаха пели песню» неповторим! Сразу представляешь себе интеллигентного мужчину, уютно расположившегося в кресле с книгой в руках и читающего её вам, только вам…
Сирота ростовская
Особенность нашей с вами Родины в том, что дружба народов в ней не пустой звук. Ещё в царские времена нации, жившие в России, так переплетались корнями, что попытка выяснить, кто ты по национальности, превращалась в настоящее историческое исследование! Ростислав Плятт – типичный русский интеллигент, образцово-показательный даже! Но родился он в Ростове-на-Дону, его мама – украинка, а отец – поляк, обрусевший, впрочем, до такой степени, что вряд ли мог изъясняться на языке предков. Что же мальчик наш? Русский, конечно! Бабушки с обеих сторон пытались окружить его атмосферой польской и, соответственно, украинской культур, но больших успехов не достигли, поскольку сами могли предложить лишь сказку на выбор перед сном: польскую или украинскую? Это был единственный камень преткновения в дружной семье, хотя спорили Жозефина Феликсовна и Александра Лукинична исключительно на «Вы», зато на родном для всех языке — по-русски! Мама молча с ласковой улыбкой целовала маленького Ростислава на ночь, и он засыпал безмятежным сном любимого ребёнка…
Воспитанник МХАТа
К несчастью, золотое детство закончилось быстро. Слабые лёгкие мамы заставили семью сняться с насиженного места и переехать в Кисловодск, но перемена климата не помогла, и в семь лет Ростислав потерял самого близкого человека на свете. Отец принял решение не возвращаться в Ростов-на-Дону, а обосноваться в Москве. Будучи адвокатом с именем, Иван Плят без куска хлеба не остался бы в любом городе при любой власти (дело было за два года до Октябрьской революции), но следовало подумать о будущем сына, в Москве для Ростислава куда больше перспектив…
Из всех возможностей прославить фамилию отца Ростислав выбрал актёрскую стезю. Папа сам виноват, если разобраться. Как-то раз Плят консультировал актёров прославленного МХАТа, а поскольку любил театр, но не имел времени водить туда сына, то вместо гонорара попросил своих клиентов бесплатно пропускать мальчика на спектакли. Сказано – сделано! Ростислав пересмотрел весь репертуар МХАТа, а потом очутился на драматических курсах знаменитого режиссёра, актёра и педагога Юрия Завадского, в ученики к которому жаждала попасть вся околотеатральная молодёжь Москвы. Но если ты со школьной скамьи входишь во МХАТ со служебного входа, то азы актёрской премудрости впитываешь, словно само собой, прямо за кулисами! Так что в девятнадцать Ростислав уже выступал со сцены Театра-студии Завадского, и сомнений в том, что он на своём месте, не возникало ни у кого, даже у папы!
Душа нараспашку
Судьба порой выкидывает такие кульбиты, что нарочно не придумаешь. В 1936 году Завадский безуспешно перетряс всю столицу на предмет подходящего помещения для своего театра. Конкуренция царила жесточайшая. Исчезнуть с афиш вовсе или покорить провинцию – выбор очевиден. Киев, Урал, Сибирь уже разобрали другие молодые театры, и Завадский велел труппе быстро собираться в Ростов-на-Дону, город богатый, кассу соберём в любом случае.
Так Ростислав нежданно-негаданно оказался на малой родине. Он был до слёз изумлён, узнав, что театральные сплетники считают его виновником переброски Театра-студии из Москвы в далёкий южный город. Логично рассуждали, ведь он – единственный ростовчанин во всём коллективе, а то, что не был там уже двадцать лет, видимо, позабыли, да и подозревать Ростислава в интригах – это просто немыслимо! Его изобретательности хватило лишь на то, чтобы прибавить к фамилии ещё одну «т» и изменить отчество «Иванович» на «Янович». Если бы отец жил в Польше, его бы Яном и звали. Красивее показалось для актёра. А в остальном Ростислав был сущее дитя. У кого можно было всегда занять денег и даже не возвращать? У Плятта, конечно. У него не только кошелёк, сама душа была нараспашку! Кто мог запросто пожать руку и стоять болтать, смеяться с человеком, который строчил на него кляузы, пытаясь «отжать» желанную роль? Кто ходил по начальству «выбивать» квартиры коллегам по актёрскому цеху вместо того, чтобы, как все, преспокойно отдыхать дома, в кресле, с той самой книгой в руке? Так, благодаря стараниям Плятта получили жильё актрисы Ия Саввина и Ирина Муравьёва. Примеров его доброты, отзывчивости и глубочайшей порядочности тьма. Его портрет можно было с чистой совестью размещать на плакате «Советский человек – образец для подражания». Сам Плятт нисколько своими поступками не гордился, а если его пытались благодарить, лишь махал руками и отшучивался…
Минутка юмора
Плятт идёт по улице – это представление особого рода. За версту было видно – Актёр. И джентльмен! Как денди лондонский одет, он с глубочайшим чувством собственного достоинства вышагивал по тротуарам Москвы, куда вскоре с триумфом вернулся Театр Завадского. Костюм, сшитый на заказ у лучшего столичного портного, сидел как влитой. Шикарная трость в руке. В речи сплошь «голубчик» и «пардон». Прибавьте к этому почти двухметровый рост Ростислава Яновича и его фирменную невозмутимую физиономию. Именно с ней, не дрогнув ни единым мускулом, он отмачивал умопомрачительные шутки, от которых слушатели покатывались со смеху.
Однажды сам Юрий Никулин решил проверить Плятта на прочность и попросил вставить его тёщу, Марию Петровну, в спектакль, а надо сказать, что постановка была об американской жизни, и никакой Марией Петровной там и не пахло! Плятт с готовностью принял вызов. И вот, произнося длинный серьёзный монолог, стоя у окна, главный герой, которого играл Ростислав Янович, картавя на американский манер, меланхолично обронил: «Противный дождик всё идёт, а бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю…». За кулисами коллеги, ловившие каждую фразу Плятта в ожидании, чем закончится битва двух мэтров, рухнули от хохота…
Свой голос актёр считал отдельным инструментом и мастерски его использовал. Недаром его обожали приглашать на радио, для озвучивания радиопостановок и на телевидение, для дубляжа. Знали, что Плятт справится с любой задачей: от «Волшебника Изумрудного города» до «Войны и мира». Каков же был шок и последующий гомерический смех всего коллектива радиостанции, когда Ростислав Янович, потупив взор перед высоким начальством, вкрадчиво произнёс: «А не много ли у нас пляттства на радио?»…
Личное дело
Ещё в Ростове-на-Дону Ростислав влюбился в Веру Марецкую. Немудрено, коль играешь любовь на сцене вместе с красивой и талантливой актрисой! Но то, что для кого-то стало бы приятной приправой к обычной жизни, щекочущим нервы, красивым романом на стороне, для Плятта превратилось в сущее наказание. Он рано женился на женщине намного старше себя. Эффектная рыжеволосая дама, тоже актриса, обожавшая мавританские страсти и в жизни, с годами превратилась в хромую злобную старуху, которая не стеснялась публично шантажировать мужа: «Уйдёшь к Верке, повешусь!». Верка и сама была замужем, причём за самим Завадским. Оскорбить приватность Учителя поползновениями в сторону в его супруги для Плятта, разумеется, было за гранью. Он молча страдал десятилетиями. Лишь после ухода в мир иной и его дражайшей половины, и Завадского, Ростислав Янович явился пред светлы очи возлюбленной и сделал предложение руки и сердца. «Слишком поздно начинать жизнь заново!» — отрезала Вера Петровна…
И всё-таки Плятт обрёл семейное счастье. Он женился на Людмиле Маратовой, дикторе с радио. Единственное, что омрачало их слаженный союз – это отсутствие детей. Ростислав Янович всегда о них мечтал, оттого мультики озвучивал с особым удовольствием.
Рыцарские чувства по отношению к Марецкой Плятт сохранил на всю жизнь. Та с возрастом становилась капризной, в театре её терпели за былые заслуги. На похоронах Любови Орловой она спросила Плятта: «Славик, ты уже придумал, что будешь обо мне на моих похоронах говорить? Ты приди ко мне, надо отрепетировать, а то будешь ерунду нести, смешочки свои обычные…». Он ей всё прощал…
На склоне лет, на съёмках фильма «Визит к Минотавру» Плятт сломал шейку бедра. Оправиться до конца не смог, пришлось сесть в инвалидную коляску. Никогда больше не выйти на сцену — настоящая трагедия для актёра. Супруга ушла с работы, чтобы окружить Ростислава Яновича ежеминутной заботой. Наконец-то, он мог перечитать любимые книги из своей гигантской библиотеки, поразмышлять о жизни в тишине и спокойствии… Беда в том, что Плятту не нужен был покой, он жаждал шумных репетиций, спектаклей, выходов на поклон…
Плятт скончался на восьмидесятом году. Тихо, никого не побеспокоив, как истинный интеллигент…
Говорит Ростислав Плятт:
— Есть только одна национальность на свете – хороший, порядочный человек!
— Прежде чем смеяться над людьми, нужно научиться любить их всем сердцем!
— Никогда и ни от чего театр не умрёт! Даже при полном расцвете кино и телевидения. Он вечен, так же, как вечен интерес зрителя к встрече с живым актёром сегодня, здесь, сейчас.