В 1971 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский всего за 20 дней написали пьесу “Сослуживцы” и разослали в более чем 100 театров по всему СССР. С каждого спектакля театры отчисляли им неплохой гонорар.
Шесть лет никому из режиссеров не приходило в голову снять по пьесе фильм. В том числе Рязанову. Однажды по телевизору он увидел телеспектакль по своей пьесе. Телепостановка была настолько бездарной и далекой от того, что видел Рязанов, что он тут же решил снять фильм.
Имена главных героев Рязанов и Брагинский знали задолго до того, как написали сценарий — Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков.
В 1977 году начались съемки фильма с первоначальным названием «Сказка о руководящей Золушке».
Статистическое управление в фильме не просто какая нибудь рядовая государственная контора, а единый живой механизм. Некий муравейник, который живет в мире слухов, сплетен, испытывая горячий интерес к личной жизни своих сослуживцев.
Сослуживцам невероятно повезло. Рутину их службы нарушила не кто-то, а сама суровый директор. И с кем!? Да с их же невзрачным рядовым сослуживцем. Фантастика, да и только.
Калугина, по мнению сослуживцев, в начале фильма некое бесполое существо, у которой цифры вместо сердца. На самом же деле это всего лишь одинокая женщина, которая когда-то не смогла простить измену любимого человека.
Тем интереснее фильм, что это сердце смог растопить самый непримечательный, невзрачный рядовой статистик.
Людям нравятся такие истории. Когда Золушка превращается в принцессу, поверив в любовь.
Алиса Фрейндлих вспоминает, как после выхода фильма она стала получать массу писем от поклонниц фильма. Они благодарили её за то, что она помогла им преобразиться, принять важные решения.
Вся заваруха в фильме начинается с блистательного появления в фильме Самохвалова. Олег Басилашвили не хотел играть Самохвалова. Изначально ему хотелось быть Новосельцевым. Но уже в ходе работы он понял, как грамотно и точно распределил роли Рязанов.
Важной линией в фильме стала заново вспыхнувшая любовь Ольги Рыжовой к другу юности Самохвалову.
Эта история основана на реальных событиях, которая произошла среди кинематографистов.
В руководителя одной из киностудий влюбилась сотрудница и начала писать ему страстные, чувственные письма. Руководитель поступил довольно жестко, передав всю пачку писем в партком.
Басилашвили совершенно точно воссоздал образ прототипа, решив одним жестким, но казавшимся ему единственно верным способом разрубить гордиев узел, мешающий его карьере.
Совершенная противоположность Ольге секретарша Верочка. Неунывающая, эксперт в мире моды. Именно ей обязана своим преобразованием Калугина.
Лии Ахеджаковой долго не удавался этот образ. Она даже плакала не понимая, как ей вжиться в эту роль. Ей не нравилось, что её героиня такая интриганка, которая помогает Калугиной, но тут же в коллективе обсуждает её личную жизнь. Благодаря талантливой обаятельной игре актрисы стервозность Верочки в фильме отошла на второй план.
Изначально роль секретарши была довольно объемной. Она была замужней женщиной, где роль мужа играл привлекательный Александр Фатюшин.
На протяжении всего фильма пара выясняла отношения. Съемки шли полным ходом.
Но несчастный случай, который произошел с Фатюшиным, не позволил ему дальше сниматься в этой картине. Во время спектакля, в котором актер играл параллельно съемкам фильма, один из коллег нечаянно серьезно травмировал ему глаз. Его пришлось срочно оперировать и продолжить съемки он не смог.
Рязанов до последнего ждал его появления. Но сроки поджимали. Съемки подошли к концу, и декорации попросили убрать. Поэтому пришлось ограничиться телефонными разговорами, где кстати звучит голос Олега Басилашвили.
____________
Один из ярких эпизодов Людмилы Ивановой, в образе Шурочки, тоже вырезали.
Сцена, где Бубликов как ни в чем не бывало приходит на работу после того, как уже по инициативе Шурочки были собраны деньги на его похороны и на венок, имеет продолжение.
Испуганная Шурочка бегает по коридорам и яростно оправдывается в своей ошибке. Она кричит что умерла бы сама, лишь бы расходы коллег не пропали впустую. В зале заседаний её догоняет Бубликов. Шурочка не придумывает ничего лучше чем крикнуть: “ Да здравствует живой товарищ Бубликов!”
Толпа аплодирует, а Бубликов меняет гнев на милость.
Жаль, что вырезали этот интересный эпизод. В фильме история без концовки как будто повисла в воздухе.
Шура в фильме получилась такой убедительной, что даже в жизни сын Людмилы Ивановой запретил ей приходить на родительское собрание, осудив её поведение в фильме.
Честно, всегда удивлялась тому, как часто в понимании людей стирается грань между человеком и его героем в фильме. Как много актеров, сыгравшие отрицательных персонажей в кино, и прекрасные люди в жизни, становились заложниками своих ролей, вызывая неприятие зрителей и в жизни. Это несправедливо.
_____________
Еще одной звездой фильма является неодушевленный предмет. Это бронзовая лошадь, которую притащил из магазина Новосельцев по инициативе Шурочки.
Копия скульптуры “Персей и Пегас”. Его можно увидеть в фильмах “Мой ласковый и нежный зверь”, “Ширли-мырли”, “Семнадцать мгновений весны”, “Бриллиантовая рука”.
Фильм не обошли и ремейком. На волне популярности через 30 лет был снят ремейк под названием “Служебный роман. Наше время”. Калугину и Новосельцева сыграли Светлана Ходченкова и Владимир Зеленский.
Зрители приняли картину довольно сдержанно.
Алиса Фрейндлих призналась что не смотрела этот фильм и смотреть не собирается. По её мнению фильм “Служебный роман” единственный в своем роде.
Как вспоминал Эльдар Рязанов, в этом фильме сошлись все звезды. И все сложилось как нельзя лучше. В СССР фильм “Служебный роман” стал одним из самых кассовых, обсуждаемых и любимых.