Он мог прославиться на весь Советский Союз, сыграв советского разведчика Александра Белова в картине «Щит и меч», а прославился, сыграв предателя Валентика в сериале «Вечный зов». Николай Пеньков — советский актер, режиссер, писатель, чтец и ведущий концертных программ.
Родился Николай Пеньков 4 января 1936 года на Орловщине в простой крестьянской семье. Детство Николая пришлось на трудное военное время. Актерские способности проявились у Николая еще в школе, где он был активным участником школьного драмкружка. Но связывать свою судьбу с творческой профессией не стал, а после окончания семилетки поступил в Липецкий горно-металлургический техникум.
Закончив учебу в техникуме попал по распределению на Магнитогорский металлургический комбинат. При комбинате был свой театр, где полностью раскрылись творческие способности Николая и после демобилизации из армии он твердо решил стать актером.
С первой попытки поступил в школу-студию МХАТ на курс прекрасного педагога, режиссера-мхатовца В.К.Монюкова. По окончании вуза Пенькова приняли в художественный театр, которому он был предан до конца дней, и на сцене которого исполнил множество ролей: Дорна в чеховской «Чайке», Суслова в «Дачниках», Клеща «На дне», Девятова в пьесе «Мы, нижеподписавшиеся», Соленого в «Трех сестрах», Мазепу в пушкинской «Полтаве» и др. После раздела театра в 1987 году служил во МХАТе им. М. Горького под руководством Татьяны Дорониной. С этим театром связано и его становление как режиссера. Пеньков поставил и сыграл в моноспектакле по прозе Бунина «Роза Иерихона».
В кино Николай Пеньков пришел только через 7 лет после окончания института. Загруженность в театре и работа над телевизионными постановками вынуждали отказываться от предложенных ему ролей в кино.
Вхождение в кино Николая Пенькова началось в 1965 году, он сыграл сотрудника НИИ в картине «Лебедев против Лебедева». В 1968 году режиссер Владимир Басов решил экранизировать роман А.Кожевникова «Щит и меч». На главную роль разведчика Белова (Иоганна Вайса) пробовались многие актеры. В итоге Басов остановился на двух, Николае Пенькове и Станиславе Любшине, и долго решал, кому из них отдать главную роль. Выбор был сделан в пользу Любшина, а Пенькову досталась роль инструктора Хакке. В своих мемуарах Николай с особой теплотой вспоминал совместную работу с Владимиром Басовым. Съемки проходили легко и продуктивно.
Позже последовали работы в картинах: «Гонка с преследованием» (Глеб Сиромаха), «Ипподром» (Сан Саныч Крошин), «Тайна записной книжки» (Самарцев), «Из жизни Потапова» (Олег Астахов), «Романовы. Венценосная семья» (генерал Татищев) и др. Но, пожалуй, самой яркой работой в кино для Николая Пенькова стала роль предателя Валентика в сериале «Вечный зов» снятый режиссерами В.Усковым и В.Краснопольским по одноименному роману Анатолия Иванова.
Ко мне эта роль прилипла на всю жизнь. Где бы я ни был, в какой компании бы ни находился, с каким бы человеком ни знакомился, я обязательно увижу улыбку на его лице и услышу ставшими для меня уже знакомыми слова: “А-а-а!.. Валентик!”, — напишет в своих мемуарах Николай Пеньков.
Кроме работы в театре и кино, Николай Васильевич увлеченно занимался литературной деятельностью — писал рассказы о войне, воспоминания, выступал на творческих вечерах и концертах. Читал стихи со сцены и был ведущим концертных программ.
Личная жизнь у артиста сложилась счастливо. С супругой Ниной Степановной, инженером-экономистом, прожили много лет в любви и мире. Воспитали прекрасных детей — сына и дочь. Глава семьи много работал, так что Пеньковы были материально хорошо обеспечены. МХАТ в свое время предоставил артисту отличную квартиру.
В конце 80-х Николай приобрел машину — первую модель «Жигулей». Вместе с семьей часто ездили отдыхать на природу. А вот собирать грибы Пеньков обожал в одиночестве, жена и дети начинали кричать: «Папа, ау, ты где?». И все удовольствие от общения с природой исчезало. В семье знали, что папа собирать грибы любит один.
21 декабря 2009 года Николая Васильевича не стало. Ему было 73 года.