«Тени исчезают в полдень» – киноцветник красавиц-актрис

У советского многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень» 1972 года очень много достоинств. Это и увлекательный сюжет, основанный на добротном литературном материале – романе Анатолия Иванова. Это и качественная режиссёрская постановка: кинолента – детище мэтров отечественного кино, Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Это и талантливая игра актеров.

Есть еще у этого фильма одна особенность.
Как мне кажется, известные своим эстетством режиссеры-родственники собрали в этом кинопроизведении великолепный цветник актрис. Выдающийся и внешней фактурой, и драматическим содержанием. Вот потому и предлагаю вспомнить некоторых из них. Наиболее ярких.

Нина Русланова (в фильме – Марья Воронова)


Собственно, Марья – главная героиня фильма. Несмотря на то, что появляется лишь в первых сериях, ее образ проходит через всю историю, сквозь сердца всех героев.

Ответственную роль Марьи режиссеры доверили тогда еще молодой Нине Руслановой. Кстати, в дальнейшем карьера этой актрисы сложилась весьма успешно: 160 ролей, четырежды удостоена премии «Ника» за лучшие женские роли. Надо сказать, что в кино-биографии актрисы преобладают характерные, часто эксцентричные героини. Марья выбивается из общего ряда. Это героиня романтического плана.

Молодая, сильная, способная на большую любовь и самозабвенную борьбу во имя общего блага. Восторженная, светлая какой-то особой весенней красотой. Именно такой предстает она перед зрительским взором. В фильме мы наблюдаем драматизм ее женской судьбы: Марью любили два мужчины, очень заметных и ярких, вот только любовь у них была такая, что «уж лучше расстрел», как сказала одна современная героиня. А трагический финал Марьи и вовсе повергает в трепет: молодая сторонница новой власти оказывается жертвой зверской расправы своих классовых врагов.

Примечательно то, что судьба самой Нины Руслановой тоже имеет некоторую драматическую тональность. Детство актриса прошло в детских домах. В творческой профессии она оказалась не сразу, одолев до этого многие трудности сиротской жизни.

Галина Логинова (в фильме – Ольга Воронова)
Молодая студентка ВГИКа Галина Логинова сыграла дочь Марьи. Ее судьба интересна по-своему. После «Теней…» она снималась довольно много. Особенно заметны ее роли Беатриче в телефильме «Много шума из ничего», Молли в детективе «Миллионы Ферфакса».

Возможно, ее актерская судьба сложилась бы успешно. Но она выбрала другой путь. В 1974 г. Галина Логинова вышла замуж за югославского врача Богдана Йововича, у них родилась дочь. Из-за брака с иностранцем Логинова перестала получать предложения от режиссеров, и в 1981 г. семья эмигрировала в США. О продолжении актерской карьеры Логиновой там не могло быть и речи – она работала горничной. И все свои силы направила на то, чтобы дочь реализовала все ее неосуществленные амбиции. Результат известен всем: сегодня ее дочь, Милла Йовович – одна из самых популярных и востребованных актрис мира.

Элеонора Шашкова (в фильме – Степанида)
Красавица Элеонора Шашкова известна всем крошечной, но, воистину, знаковой ролью жены Штирлица в киноленте «Семнадцать мгновений весны». До сих пор все помнят ту молчаливую сцену в кафе… Кстати, именно для этой эпизодической роли строгая режиссёр Татьяна Лиознова потребовала от актрисы обрезать её шикарную косу. Степанида в «Тени исчезают в полдень» – вторая самая известная роль Шашковой. И, кстати, взяли актрису в фильм не сразу.

Смущало, что она такая величавая, белолицая. Прямо, княгиня, а не колхозница. Однако Шашкова прекрасно вписалась в образ ветреной, взбалмошной, стервозной Стешки. Играла на совесть. Пыталась постичь душу этой женщины, так подло поступившей с хорошим человеком Захаром Большаковым. И это старательность, кстати, не пошла на пользу актрисе. После премьеры фильма на творческих вечерах Элеонора Шашкова даже не хотела выходить на сцену. Чтобы не услышать из зала: «Смотрите, Стешка – вот стерва».

Ольга Науменко (в фильме – Варя Морозова)
В 1971 году студентку предпоследнего курса Ольгу Науменко пригласили на съемки в телеэпопею «Тени исчезают в полдень». На роль Вари Морозовой – дочери тех самых злыдней: Устина и Пистимеи Морозовых. Для Ольги Науменко роль в фильме тоже одна из двух звездных. Вторая будет через 4 года в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы».

В «Тенях…» начинающей актрисе достался очень непростой образ. Ее Варя – характер в развитии. В начале она – забитая, тихая, безответная, прямо, девица из «Домостроя», запуганная деспотичными родителями-мракобесами. А ближе к финалу Варя как будто распрямляет плечи. А все из-за любви. К человеку много старше, но готовому быть опорой и защитой, любящему и уважающему ее.

После фильма «Тени исчезают в полдень» и сама Ольга Науменко была окрылена успехом, она верила, что настоящая слава только впереди. Но судьба сложилась иначе. Карьера звезды не состоялась из-за внезапно обрушившегося горя: актриса пережила потерю маленькой дочери.

Людмила Давыдова (в фильме – Наталья Меньшикова)
Людмила Давыдова сыграла в «Тенях…» роль кулацкой дочери Натальи Меньшиковой. Очень трепетный образ девушки, которая искренне хочет жить той жизнью, что и ее односельчане, навсегда отринуть нежелательное прошлое, быть любимой. Роль маленькая, но заметная, как и все в фильме. Она принесла актрисе всесоюзную популярность. Как и еще одна, позже – в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя». Однако и Людмила Давыдова звездой не стала.

Вообще, ее судьба трагична. После 50 лет она выглядела, как старуха. Больше не появлялась на экранах. А в 57 приняла решение добровольно уйти из жизни. Говорят, из-за неудач в личной жизни. А ведь поначалу ничего не предвещало такой исход. Еще будучи студенткой, Людмила вышла замуж за сына Ивана Пырьева и Марины Ладыниной Алексея Ладынина. Вторым мужем актрисы стал кинорежиссер Валерий Усков, благодаря которому она и получила свою известную роль в 7-серийной драме «Тени исчезают в полдень».

Галина Польских (в фильме – Клавдия Морозова)
Галина Польских является поистине всенародно любимой актрисой. На её счету работы более, чем в 150 фильмах и сериалах. Когда ее взяли в фильм «Тени исчезают в полдень», она была, в отличие от многих коллег, опытной актрисой.

В фильме «Тени исчезают в полдень» актриса исполнила роль Клавдии. Образ непростой. Показанный в разных возрастных ипостасях. Вначале Клавдия – наивная влюбленная девушка. Потом молодая вдова, не желающая верить, что муж не вернется с фронта. А ближе к финалу – зрелая женщина, нашедшая новую любовь.

И, конечно, нельзя не упомянуть главную отрицательную женскую роль – зловещую красавицу Пистимею в замечательном исполнении Александры Завьяловой.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Тени исчезают в полдень» – киноцветник красавиц-актрис