Многие считают, что юность привлекает эротика и насилие. Но поколение за поколением молодые люди выбирают другое: истории о настоящей дружбе и любви. Ох уж эти четверки молодых людей, связанных нерушимой дружбой (почему их четверо, тема отдельной беседы, тоже очень интересной). Сначала это были мушкетеры, потом гардемарины (их было трое). Затем их сменила четверка из «Бригады».
Мне нравятся все эти сюжеты. Но ностальгирую я именно по «Трём мушкетерам». И, разумеется, я всегда предпочитаю книгу фильму.
Последнее время вокруг имен великих писателей много спекуляций. Истории гуляют из уст в уста, из статьи в статью, но мало кто задумывается о том, как было на самом деле. Давайте попробуем разобраться с тем, что мы слышали о «Трех мушкетерах» и самом Дюма, в частности. Сегодня рассмотрим три основных мифа.
«Три мушкетера» — сериал. Так ли это?
Очень часто пишут, что «Три мушкетера» были сериалом девятнадцатого века. По сути это правда, хотя «сериал» — понятие относящееся к киноиндустрии. Корректнее сравнить с распространенной сейчас выкладкой «проды» на литературных сайтах.
Во времена Дюма, то есть в середине XIX века, выкладка в журнале кусками называлась «роман-фельетон». Тогда (как и сейчас) было выгоднее публиковать роман по главам, чем готовую книгу сразу. Читатели подсаживались на интересных авторов, покупали подписку и с нетерпением ждали выхода нового номера. Владельцы журналов щедро делились с авторами выручкой. Большая часть приключенческих романов XIX века вышла именно в таком формате.
«Три мушкетера» впервые были напечатаны в известном французском журнале «Le Siècle» в 1844 году с 14 марта по 11 июля.
Дюма выдумал Гримо для того чтобы увеличить свой гонорар. Так ли было на самом деле?
Это самая «горячая» история про Дюма, её любят рассказывать примерно так: «Писателю платили построчно. Чтобы увеличить выручку, он писал много коротких диалогов. Для этого даже ввёл специального немногословного персонажа — слугу Атоса Гримо.»
Иногда, не удержавшись, «сказочники» добавляют, что, мол, издатели скоро сообразили, что к чему, и потребовали, чтобы каждая строка состояла более чем из одного слова/стольких-то символов и т.д.
Уверена, вы уже читали подобную историю. Если нет, полюбопытствуйте — зайдите в поиск и получите 100500 ссылок на эту тему.
Правда ли это?
Только частично. Дюма и правда платили построчно, но только при выкладке романа-фельетона в журнале по главам. При издании книги гонорар оговаривался в обычном порядке.
Версия про Гримо, бесспорно, остроумная. Кто-то однажды пошутил на эту тему, забавную историю подхватили и растащили по интернету, приняв за чистую монету.
Разумеется, роман, которым зачитываются до сих пор, не был проходным творением для галочки, куда писалось абы что, «лишь бы срубить бабла». У всех четверых друзей есть слуги, которые подчеркивают индивидуальность каждого мушкетера. И персонаж Гримо очень тонко оттеняет хмурый, замкнутый и закрытый характер Атоса.
Граф де Ля Фер — дитя своего времени. У него высокие понятия о чести, но вот простолюдинов он презирает, это подчеркивается на протяжении всего романа. Поэтому и со слугой он не церемонится. Ему не хочется, чтобы ему докучали разговорами — просто приказывает Гримо молчать и, в основном, тот обходится жестами. В конце «бедняга почти разучился говорить».
За Дюма писало множество литературных негров, и самый известный роман «Три мушкетера» написал не он. Неужели правда?
В этот тезис охотно верят те, кто знает, сколько книг вышло из-под пера плодовитого писателя. А ещё охотнее — те, кто знает, что самые значительные и интересные вещи были написаны в одни и те же годы.
Впрочем, современники Дюма знали о его необычайной страсти к творчеству. В разгар самой весёлой вечеринки он тихонько, а иногда и «со скандалом» удалялся писать, к отчаянной досаде собравшихся. Писал он быстро, едва поспевая за мыслями.
Что известно и доказано доподлинно
Дюма сотрудничал с Огюстом Маке, профессиональным историком. Мужчины сотрудничали долго и плодотворно. Огюст собирал материал, выполняя, таким образом, техническую работу. За этот труд Дюма платил хорошие деньги. До поры до времени все были довольны.
Но беда в том, что Огюст сам мечтал стал писателем, не обладая, в общем-то, литературным талантом. Он пытался писать. И пьесы, и романы. Но так если вы уже слышали его имя, то, скорее всего, как звучащее именно в связи со скандалом с Дюма, а не как писателя, всё становится понятно.
Так вот, после ошеломительного успеха «Трех мушкетеров» Огюст Маке подал на Дюма в суд, заявляя, что автор романа — именно он. Суд он не выиграл, но энтузиазма не растерял, и судился с Дюма ещё очень долго.
Суду были представлены черновики, написанные Огюстом, а также переписка писателей. Из них явствовало, что основная сюжетная линия и повороты (хотя далеко не всё), действительно, были придуманы историком. Но с художественной точки зрения текст был вялым и скучным, читать его было невозможно.
Давайте сравним описание сцены казни миледи:
«Миледи, которую вели двое слуг…» (Маке)
«Гримо и Мушкетон увлекали вперед миледи, держа ее за руки; палач шел за ними, а лорд Винтер, д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис шли позади палача. Планше и Базен замыкали шествие» (Дюма)
Окончательное решение суда состояло в том, что Огюст выполнял техническую работу, а автор знаменитой трилогии Александр Дюма.
Во многом из-за скандала с Огюстом (и, конечно, из-за необычайной работоспособности Дюма) и родилась легенда о литературных неграх. Тем не менее, злые языки говорили, что на Дюма трудились 63 литературных негра (Интересно, что так хорошо известно число, а вот ни одно имя не сохранилось). Якобы одни сочиняют «скелет», другие наращивают «мясо», третьи шлифуют диалоги. А сам Александр, поплёвывая в потолок, только относит романы в издательство.
Многие литературоведы считают, что сплетни распустили конкуренты и недоброжелатели писателя. А современные любители «горячего» продолжают повторяют эту историю, наравне с тем, что Дюма это Пушкин.
Итак, история с Огюстом подтверждается подлинными документами, а вот доказательств про литературных негров на сегодняшний день нет никаких.
Кстати, после того, как творческий тандем Огюста и Дюма распался, у обоих наметился спад. Дюма уже не написал ничего столь же значительного, Огюст тоже не сотворил ничего гениального. Что косвенно подтверждает, скорее всего, случай был единственным.