«Три тополя на Плющихе»: главная причина, по которой героиня Дорониной не вышла к герою Ефремова

О трогательной мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе (по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке») узнала интересный факт.

Оказывается, когда в 1968 году она вышла на экраны, многие зрительницы смотрели фильм в кинотеатрах по несколько раз. Всё ждали, что на этот раз Нюра выйдет к Саше, и заживут они долго и счастливо. Но мечты не сбывались.

Тогда режиссёру Татьяне Лиозновой письма стали приходить, где поклонницы фильма просили её изменить финал.

Улыбнулась и подумала о своём восприятии картины. Я ведь тоже, особенно в юности, хотела, чтобы вспыхнувшее у героев чувство развивалось. С другой стороны, всегда понимала, что хэппи-энду не бывать. Он выглядел бы надуманно.

Не было бы в таком экранном счастье того, что называется «правда характера». Я имею в виду характер героини Татьяны Дорониной.

Верю в её дикие метания, когда Саша за ней приехал. В то, что и в ванную она пряталась, и дверь в квартиру запирала на все замки. Если честно, не верю, что, наконец, она всё же решилась и помешала ей безнадёжно запертая дверь.

Непосредственная Нюра. В её роли — Татьяна Доронина

Не вышла бы она, даже если бы дверь чудесным образом распахнулась настежь. И вообще при желании она могла окликнуть Александра из окна и объяснить, что всему виной – форс-мажор.

При вчерашнем просмотре фильма меня вдруг посетила мысль: чтобы понять, почему главная героиня решила сказать сердцу «нет», не обязательно смотреть всю картину. Потому как ключевым становится диалог Нюры со снохой Нинкой. В нём проявляются противоположные взгляды двух женщин на брак, любовь, счастье. И это не просто взгляды, а психологические программы, которые приводят к совершенно разным результатам.

Нюра и Саша договариваются о встрече…

Решительность Нины жить, как душа велит, не обращая внимания на угрозы брата-домостроевца, хочется верить, поможет ей построить гармоничные отношения с любимым человеком. Да и дочь, оставленная без отца, который её бил, вырастет уверенной в себе женщиной. Чего точно не произошло бы в семье с ТАКИМ законным мужем и отцом.

А Нюрина программа нацелена на соблюдение всех патриархальных догматов – раз и навсегда, в законном браке. Не пьёт, не бьёт – и на том спасибо, а ласка, радость – мелочи. Без них можно прожить…

Мне кажется, главное даже не то, что Нюру не пугает жизнь без счастья. Её пугает возможность счастья. Странно? Нет. Немного психологии. Люди с отрицательными жизненными программами (им НУЖНО прозябать) как раз смертельно боятся позитива. Они выработали определенные навыки выживания в постоянно сложных ситуациях. А как жить в любви и счастье — они не знают.

Да и не верят в возможность чего-то другого. Поэтому Нюра и говорит снохе Нинке, что и новый её избранник станет не лучше прежнего. «Привыкнет – и этот бить будет»…

У них — одна любимая песня. «Нежность»…

А собственно, лучше всё-таки весь фильм посмотреть. Ведь кульминационный диалог доходчиво объясняет все предыдущие сцены супружества Нюры. И отвечает на вопрос, почему её всё это устраивает.

Пожалеть о своём поступке Нюра могла. Сожаление, как озарение, выражает её взгляд в заключительном кадре фильма. Но поступить иначе – нет, не могла.

Я изложила своё мнение. А ваши, уважаемые читатели, мысли на сей счет хотела бы прочитать в комментариях.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Три тополя на Плющихе»: главная причина, по которой героиня Дорониной не вышла к герою Ефремова