Он стал невероятно популярным благодаря своей большой разносторонней культуре, своеобразному драматическому таланту, музыкальности и исключительной работоспособности. Актёр не только работал в театре и в кино, но и выступал с исполнением песен советских и зарубежных композиторов. Только не всегда Фортуна ходила за ним по пятам…
Михаил Названов появился на свет 30 января 1914 года в Москве в семье знаменитого инженера-технолога, автора метода обработки сахара, и известной камерной певицы. Мать мечтала видеть сына пианистом, а потому развивала музыкальные способности Михаила: он обладал прекрасными вокальными данными, получил образование в музыкальном техникуме при Московской консерватории по классу фортепиано. Но вопреки желанию родительницы 17-летним юношей Названов пришёл на прослушивание в Малый театр и был зачислен во вспомогательный состав. В том же 1931 году стал служить в Художественном театре.
А 30 апреля 1935 года по доносу коллеги Названов был арестован и в июле приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58.10 УК РСФСР — «за контрреволюционную деятельность».
Работал на строительстве железной дороги на участке между Чибью и Воркутой. Вокруг глухой лес, до ближайшего населённого пункта более двухсот километров. К тачке, которую возил, был прикован цепью. Страшно исхудавший, со стёртыми в кровь ногами, он писал матери, что на удивление бодр и здоров.
Но жизнь порой преподносит сюрпризы. И в декабре 1935 года Севкрайисполком принял постановление о создании в крае сети новых театров. А в январе 1936-го Названов отправился на работу в театр-клуб им. Косолапкина в городе Чибью, где вдохновенно начал трудиться. И 21 января уже читал Маяковского «Мы не верим» на траурном вечере.
В письмах к матери Ольге Николаевне он называл перечень нужных ему для работы вещей: грим, парики, аксессуары театральных костюмов, ноты, книги. И она, влезая в долги и распродавая из дома вещи, собирала по ломбардам всё необходимое и отправляла сыну.
Дебют состоялся 23 февраля в пьесе А,Софронова «Бойцы» при двенадцатиградусном морозе в помещении театра. Актёры потом получили премии, а Названову разрешили обедать в вольной платной столовой при клубе.
В труппе ЧХАТа актёр познакомился с бывшим вахтанговцем Дмитрием Консовским, братом известного Принца из экранизации «Золушки», который помогал ему «в тяжелой обстановке не идти по линии халтуры». В этом творческом тандеме они поставили два спектакля: «Наша молодость» и «Чудесный сплав».
Поначалу полная свобода творчества окрылила актёров. Но спустя пару месяцев Названов уже думал иначе:
ЧХАТовцы выезжали с гастрольными поездками на «промыслы», где заключенные чувствовали тёплый приём зрителей и важность своей работы.
В апреле 1936-го к ним в труппу привели новую актрису — маленькую, хрупкую балерину Валю Ратушенко, бывшую солистку Тбилисского оперного театра. Так в жизнь Михаила пришла первая любовь. К первомайскому концерту Валя подготовила танец под этюд Шопена: в своём красном хитоне со знаменем она блистала талантом и очарованием.
Он даже начал учиться танцевать. А спустя несколько месяцев однажды Валя не появилась в театре. Для Михаила это стало настоящей трагедией. В другой день исчез и Консовский.
Освободили Названова 16 апреля 1939 года. Но он ещё на год остался в Чибью (который уже переименовали в поселок Ухта), поскольку ехать было некуда.
Когда 26-летний артист приготовился снова зимовать в Ухте, пришло сообщение о вакансии в Крымском театре имени М. Горького. Он направил запрос директору и получил приглашение. Так в сентябре 1940 года Названов открывал новую страницу своей биографии. Правда, в этих хмурых краях его за неделю до отъезда обокрали… Когда уголовный розыск через пару дней вернул украденное, актёр обнаружил в чемодане в клочья изорванные фотографии и письма — то, что было дороже денег. Оставалось хранить память о близких только в своём сердце.
Остающиеся в лагере друзья по сцене утешали: «Не унывай, Миша, у тебя все впереди!»
В Симферополе он сыграл Незнамова в «Без вины виноватых», Герберта Уэллса в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, Чепурнова в «Детях солнца» М.Горького. Его тепло принимала публика, признали коллеги, хвалили критики, восхищался режиссёр… Но когда театр засобирался на гастроли в Севастополь, его не взяли: в закрытый военно-морской порт ему въезд был запрещён. Получив мощный удар по самолюбию, Названов решил вернуться в Ухту и 20 июня 1941 года подал заявление об уходе. Но оно так и осталось неподписанным…
18 августа Михаилу пришла повестка. Но после нескольких дней ожидания на призывном пункте его отправили «в запас до особого распоряжения». Позже стало известно, что за него хлопотал обком партии. Дело в том, что героический репертуар театра держался в основном на нём, и в эти суровые будни партия определила место актёра не в окопах.
И Михаил с особой ответственностью приступил к выполнению своего долга на театральных подмостках, выезжал на шефские выступления в воинские части и на заводы.
29 августа на спектакль «Парень из нашего города» пришёл автор пьесы Константин Симонов, который находился в Крыму в качестве военного корреспондента. После окончания постановки он встретился с её участниками. Тогда Михаил и представить не мог, что это только первая встреча с автором из многочисленной череды их будущих совместных работ.
11 февраля 1942 года Михаил Названов стал участником труппы Театра имени Моссовета. Сначала предложили работу в массовке — он не возражал. Но во время подготовки ко Дню Красной Армии постановки по пьесе А.Ржешевского и М.Каца «Олеко Дундич» неожиданно скончался актёр-исполнитель главной роли. Премьеру перенесли, а в главной роли решили попробовать Названова.
Однажды после репетиции Михаил получил общественное поручение — отнести на окраину города продуктовый паек заболевшей актрисе. Едва найдя нужный адрес в веренице грязных и тёмных улочек, он постучал в дверь. Увидев на пороге молодую женщину с грустными глазами, сразу узнал незнакомку, с которой когда-то зимой 1935-го провел весь вечер на катке «Динамо» в Москве! И она его вспомнила. Разговорились, поделились довоенными воспоминаниями… А когда он увидел её на сцене в образе очаровательной кокетки Мирандолины, обворожительной Мальвы, был сражён силой её таланта. И влюбился. В ведущую артистку театра Ольгу Викландт, обеспеченную, благополучную, замужнюю. Нерастраченная нежность мужчины, истосковавшегося по женскому теплу, обрушилась на эту очаровательную женщину.
И она, как ни странно, ответила взаимностью на чувства бездомного, одинокого скитальца, приняв его сердцем вместе с выпавшими на долю злоключениями. Они встретились, чтобы больше никогда не расставаться.
Окрыленный новым чувством, артист вдохновенно сыграл Олеко Дундича, утвердившись в глазах коллег и доказав любимой женщине, что он настоящий артист. Премьера имела огромный успех. Названов в театральном мире стал сенсацией.
После этого почти одновременно актёра пригласили сняться в кино два кинорежиссера: Эйзенштейн предложил ему роль Курбского в картине «Иван Грозный» и Столпер — роль Андрея Панова в «Жди меня».
Так артист вошёл в круг кинематографистов.
Фильм «Жди меня» снимался в 1943 году. К Названову с большой теплотой отнеслись и режиссер Александр Столпер, и его жена. В творческой компании с Борисом Блиновым, Валентиной Серовой, Львом Свердлиным, Павлом Герагой, Ниной Зорской театральный актёр, впервые появившийся на съёмочной площадке, отработал весьма профессионально. Его образ капитана инженерных войск Андрея Панова получился естественным, артисту удалось понять и показать глубокую личную драму героя.
Автор сценария Константин Симонов после выхода картины подарил Михаилу свою книгу с надписью:
В августе 1943 года театр вернулся из эвакуации в Москву. Названов остался в Алма-Ате, продолжая сниматься в «Иване Грозном» и бороться за право вернуться в столицу.
Его реабилитировали в 1944. И в мае он воссоединился с Ольгой. Но жилья у них не было, часто супруги ночевали прямо в театральной гримёрной. А потом им выделил комнату в своей квартире бывший муж Ольги Василий Ванин. Этой невероятной женщине как-то удалось не только примирить своих мужчин, но и подружить их. Когда в 1949 году Василию Ванину предложили место главного режиссёра Камерного театра (теперь это Театр имени Пушкина), Ольга и Михаил последовали за ним.
Дальнейшая судьба Михаила Названова в кино тоже складывалась довольно удачно.
Роль журналиста Гульда в «Русском вопросе» (1948) и майора Джемса Хилла в картине «Встреча на Эльбе» (1949) принесли актёру Государственные премии СССР. Есть театральные постановки, ставшие фильмами-спектаклями, это «На бойком месте» и «Хозяйка гостиницы».
«Хозяйку гостиницы» Михаил Михайлович снял в 1956 году как режиссер, и Ольга Викландт сыграла там Мирандолину. Когда-то в Ташкенте, когда Ольга играла Мирандолину во втором составе, а в первом блистала Вера Марецкая, Названов пообещал любимой однажды поставить этот спектакль для неё. Михаил Михайлович восхищался своей талантливой супругой и очень её любил.
Любимой ролью артиста стала заглавная роль в «Свадьбе Кречинского», которую поставил Василий Ванин.
В 1957 году всесоюзно знаменитый Михаил Названов сделал попытку вернуться во МХАТ. Только этот МХАТ совсем не походил на театр времен Станиславского и Немировича-Данченко, и, за два года полностью разочаровавшись в нём, актёр покинул это место навсегда.
Теперь Названов стал штатным работником киностудии «Мосфильм» и сыграл свои выдающиеся роли в кино: Вальгана в фильме «Битва в пути», поставленном Владимиром Басовым в 1961 году, и короля Клавдия в картине Григория Козинцева «Гамлет» (1964). Эта роль стала для него последней.
Болезнь настигла Михаила Михайловича в Эстонии — во время съёмок картины. Пережив сложную операцию, он считал своим долгом немедленно приступить к работе, чтобы не срывать сроки выпуска фильма. Сразу же после премьеры «Гамлета» его не стало. Михаил Названов ушёл в 50 лет. Выполняя завещание супруга, Ольга Викландт развеяла его прах над Чёрным морем у берегов Крыма. А сама в 1995 упокоилась рядом с первым мужем и верным другом Василием Ваниным на Новодевичьем.