Советская новая волна, которая зародилась в самом начале 60-х годов, подарила отечественному зрителю множество лент, в существование которых еще совсем недавно поверить было практически невозможно. Когда цензура ослабла, а пропагандистская машина замедлила свой ход, кинематографисты смогли наконец творить искусство, бросив штамповать «кинопродукты». Именно в этот период фильмы стали постепенно осмыслять все то, что произошло в стране за последние десятилетия. Революции, войны, репрессии, ‒ безумный поток не менее безумного XX века буквально захлестнул граждан СССР, зародив в них потребность к хоть какому-то душевному облегчению. Оттепельное кино таковым и стало, выдвинув на первое место не страшные события, а людей, которые эти события пережили. Теперь перед нами новые лица: не рвущиеся к революции или в бой молодые люди, а уставшие от потрясений, находящиеся в полнейшей фрустрации герои средних лет.
Одним из таких героев является центральный персонаж картины «Доживем до понедельника» Илья Семенович (Вячеслав Тихонов). Играющий на полутонах актер, будто и не играет вовсе, а проживает свою роль, чему также способствует талантливая режиссура Станислава Ростоцкого. Илья – учитель истории, который больше не желает преподавать, потому как фитиль его давно погас, и все стремления к профессиональной или личностной реализации исчезли. Он живет вместе с мамой, ни с кем не встречается и не водит дружбу. Отныне вся его жизнь представляет собой сплошную рутину, без намека хоть на какое-то изменение к лучшему. Коллеги его по большей части раздражают, так как мыслят стереотипами и невежественными шаблонами, разделяя, например, поэтов на первостепенных и второстепенных.
В школе проблем также хватает: то ученики устроят забастовку и не придут на урок, то молодая коллега Наталья Сергеевна (Ирина Печерникова) начнет недвусмысленно намекать на свои теплые чувства, то директор будет противиться дать внеплановый отпуск. А отпуск этот нужен Илье либо для попытки отдохнуть и лишний раз разобраться в себе, либо, чтобы окончательно порвать с преподаванием, избавившись от оков и давления уже набивших оскомину школьных стен. Однако, как следует из названия, сначала нужно дожить до понедельника.
Будучи придатком потерянного поколения, Илья является человеком с израненной душой. Он прошел войну, видел голод и смерть; его лучшие годы остались позади, а нынешняя жизнь абсолютно им нежеланна. Такие люди не раз встречались на страницах романов Ремарка и Хемингуэя. Эти образы давно известны, и все же каждый раз вызывают неподдельное чувство сопереживания в свой адрес. Так и здесь. Хоть мы и не знаем конкретных причин текущего душевного состояния героя, это нисколько не мешает подключаться к нему и его проблемам эмоционально, становиться невольными сокамерниками в той темнице, что скрывается в очерствевшем сердце Ильи.
Однако этот фильм не стоит воспринимать как оду депрессии и унынию. События картины построены таким образом, чтобы каждый новый день хотя бы частично возвращал жизнестойкость несчастному преподавателю. Во второй половине картины мы видим некий концептуальный перевертыш. Все то, что так гложило Илью, постепенно дарит ему новую силу. Наталья теперь не обуза, а опора в тяжелые моменты. Дети теперь не ведут себя экспрессивно, а совершают практически благородные (хоть все еще слегка хулиганские) поступки.
Любовь, приходящая в существование героя, перестает делать его бесцельным. Ведь не обязательно быть одного возраста с человеком, чтобы установить с ним особый, чувственный контакт. Таким же образом связь можно наладить и с учениками. Их не обязательно воспринимать как тяжкий груз, поскольку они могут представлять собой не просто набор пустышек, которые только и нужно, что заполнять знаниями; но и сосуды, из которых самому можно черпать опыт и вдохновение. Порой даже одно стихотворение, написанное искренне и от души, может перевернуть мир, заставить сердце снова биться. При этом, подобное стихотворение может быть не творчеством великого поэта, а всего лишь маленькой выходкой, что совершил девятиклассник в неконтролируемом порыве чувств.