35 лет назад, в 1988 году молодой, но уже опытный режиссер Карен Шахназаров снял свой самый необычный фильм – «Город Зеро». Позже говорили, что в этом фильме отражено состояние нашего общества в поздний советский период, еще говорили, что фильм нужно пересматривать несколько раз, чтобы понять его многослойность.
Главный герой фильма Алексей Варакин уезжает в командировку и попадает в фантастический город. Он реален, как все вокруг. Только царит здесь абсурд. Этот город полон тайн, которые постепенно открываются гостю. И с каждой новой тайной вернуться в свою реальность все труднее.
В фильме Карен Георгиевич собрал замечательный актерский ансамбль – Леонид Филатов (главная роль), Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Юрий Шерстнев, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Алексей Жарков и другие талантливые советские актеры.
Интересно, что сейчас этот самый необычный и, едва ли не самый известный фильм Карена Шахназарова, после выхода зрители ничем не выделили. Руководство самого известного советского журнала про кино «Советский экран» как-то признались, что удивлены тем, что практически не получали писем с отзывами о фильме «Город Зеро».
И все-таки несколько человек про этот фильм в редакцию журнала написали. Приводим довольно занятные выдержки советских зрителей.
«У меня не поднимается рука назвать наших кинематографистов уважаемыми после этого фильма, потому что вы перестали уважать нас, зрителей! Вы полагаете, что достаточно привлечь к съемкам несколько популярных актеров, показать глупейшую сцену с голой секретаршей, и «шедевр современного кино» готов.
Где глас критиков, которые так активно набрасывались на в сто раз лучшие фильмы? Чем им плох фильм Николая Бурляева о Лермонтове или о Борисе Годунове Сергея Бондарчука? Почему не разносится такая галиматья, как «Город Зеро»? Его так называемое абсурдистское значение не может служить оправданием для траты народных денег на съемки глупейшего из фильмов».
Это письмо пришло из Таллинна. Другие зрители советовали съемочной команде идти в лесорубы и забыть о кино. Общий вывод критиков: фильм получился пустой, порожний, глупый. А что, если в порожней пустоте и заключался замысел Александра Бородянского и Карена Шахназарова.
Да, минусы у фильма есть. Не в каждом эпизоде авторам удается найти ключ к сердцу зрителя, есть откровенно затянутые сцены. Но в каждой сцене есть свой язык повествования. А цель авторов все-таки немного глубже: опрокинуть обыденность пародией на нее, поставить привычное на грань абсурда. И вся жизнь в этом городе, по сути, ноль, пустота.
А вот еще пара отзывов:
«Близко к Салтыкову-Щедрину. В директорских креслах театров и музеев сидят бывшие пожарники, дворники. Делай вид, что это нормально, ведь наверху знают, как все должно быть».
«В фильме «Город Зеро» высвечиваются пороки нашего общества с примесью фантастики, абсурда и сатиры».