Съемки знаменитой комедийной короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» начались далеко не сразу. После написания сценария и проб, режиссер Леонид Гайдай долго присматривался к тройке актеров. Он хотел убедиться, что каждый из артистов сможет воплотить на экране его задумку. И только когда постановщик увидел, что перед ним идеально выверенный ансамбль, в котором каждый является дополнением друг друга, начались полноценные репетиции.
Все началось на территории «Мосфильма». Оператор Константин Бровин установил камеру и попросил актеров немного побегать и попрыгать, чтобы понять, как они будут смотреться в кадре. Первое время Юрий Никулин нервничал. Вечером ему требовалось выступать в цирке, а тут Бровин, который мог часами подбирать нужный ракурс и за полсмены снять лишь пару минут. Правда после совместной работы Никулин кардинально изменил свое мнение, ведь на деле Константин Петрович оказался деловым человеком с отличным чувством юмора.
Из-за занятости Юрия Владимировича снимать решили неподалеку от Москвы, а именно — в окрестностях поселка Снегири. Однако до его еще требовалось добраться, поэтому актеры поднимались в 6 утра, и через пару часов оказывались у гримеров. Примерно в 9 утра начинались репетиции, а ближе к полудню полноценный съемочный процесс, который заканчивался в 5 вечера.
Времени отводилось довольно мало, поэтому некоторые эпизоды придумывались прямо на ходу. Гайдай всячески поощрял новые идеи и стремился к их реализации. Хотя бывали и исключения. К примеру, один из членов съемочной группы придумал следующую сцену…
На косогоре сидит старушка, а рядом с ней огромная корзина с яйцами. Первым в кадре появляется Бывалый, перепрыгивает корзинку и устремляется дальше. Следом бежит Трус и проделывает тоже самое. Последним бежал Балбес, который точно должен был угодить в корзину. Однако этого не произошло. Удивленный Балбес возвращается на исходную позицию и снова бежит, только теперь уже наступив на яйца.
Этот эпизод обсуждался, но так и остался на бумаге, в отличие от следующего: троица врезается в стадо. Трус оказывается на козе, Балбес на корове, а за Бывалым начинает гнаться здоровенный бык с целой коробкой динамита. Герой Моргунова жмурится в ожидании неизбежного, приоткрывает глаза и начинает радоваться, ведь на месте быка снова оказывается пес. Показалось.
Сцену сняли, но во время финального монтажа вырезали. Был еще один эпизод, который также пришлось подрезать, правда частично. Во время бегства от собаки троица натыкается на шалаш. Бывалый с Балбесом проскакивают без проблем, а вот Трус забежавший туда в брюках, выбежал в одних трусах. Спустя мгновение из шалаша выбирается медведь, держа в лапах те самые брюки.
Гайдай очень хотел привезти настоящего медведя, однако директор ленты этого не позволил. Ведь мишке требовался дрессировщик, питание, транспортировка и много чего еще, что раздувало бюджет. На помощь пришел Юрий Никулин, раздобывший в цирке огромное чучело медведя. В него залез сам режиссер и начал отыгрывать косолапого. К сожалению медведь в исполнении Гайдая выглядел неубедительно, поэтому эпизод обрезали до момента с потерей штанов.
Фильм сняли за 20 дней, после чего Леонид Иович приступил к монтажу. Точнее к вырезанию большей части готового материала. Режиссер вспоминал: — «Когда режу сцены у меня слезы наворачиваются. От сцены со стадом избавился, теперь примусь резать остальные».
Вероятно в короткометражке была ещё масса забавных моментов, попавших под ножницы. Однако Гайдай заставил себя отказаться от них, следуя закону жанра. В итоге получилась короткая, но лаконичная комедия, которую с восторгом восприняли не только на родине, но и во всем мире.