Режиссеру даже пришлось менять концовку фильма.
Фильм «Белое солнце пустыни» без всяких оговорок можно назвать культовым. На протяжении нескольких десятилетий он не терял своей популярности и приобрел огромную любовь у зрителей. Тем удивительнее тот факт, что картина на этапе сценария и монтажа пережила очень серьезную цензуру. Рассказываем, какие изменения произошли с этим прекрасным фильмом.
Неверная жена
Художник-постановщик картины Валерий Кострин рассказывал, что в изначальном варианте у Абдуллы было больше жен. Но на монтаже из-за давления цензоров, просматривающих фильм, было решено удалить все сцены с одной из женщин. Дело в том, что по сценарию эта девушка была самой легкомысленной и не собиралась хранить верность своему супругу. Чтобы избежать гнева со стороны жителей Средней Азии, которые очень серьезно относятся к понятиям верности и измены, эпизоды с этой актрисой не попали в финальный монтаж картины.
Мрачный момент
Сцена, в которой радостный товарищ Сухов встречает выбравшихся из цистерны жен Абдуллы, также подверглась цензуре. Дело в том, что женщины не кидаются в объятия Сухова, а бегут от него подальше — к бездыханному телу Абдуллы.
«Более всего в моем материале их возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Что ж получилось? Сухов, сам того не ведая, благими намерениями выстелил дорогу в ад?» — рассказывал режиссер фильма Владимир Мотыль.
В конце концов в кадре оставили лишь мертвого Абдуллу, который лежал в луже нефти.
Актрисы отказались сниматься голыми
Один из запланированных по сценарию эпизодов не появился в фильме из-за коллективного отказа актрис. Женщинам не понравилось то, что в одной из сцен им нужно было раздеться. Абдулла должен был поджечь бак, а его женам нужно было скинуть с себя одежды и броситься в воду, чтобы отплыть подальше от места возгорания. Владимир Мотыль ни в коем случае не хотел таким образом добавлять фильму эротику — он собирался снять этот эпизод очень красивым и эстетичным образом. Но актрисы сказали свое решительное нет и даже отказались от дублерш. Сценаристам и режиссеру не оставалось иного выбора, кроме как удалить эту сцену из сценария.
Солдаты исполняли роли жен
Интересно, что в некоторых сценах экранные жены Абдуллы все-таки не чурались лишний раз воспользоваться помощью дублеров. Например, во время знойной жары многим актрисам было совершенно невыносимо сниматься в парандже. Тогда режиссер картины Владимир Мотыль нашел подходящий выход из ситуации. Он обратился к руководству одной из военных частей, которые находились совсем близко. Те выделили съемочной группе несколько солдат, которые и исполнили роль жен Абдуллы.
Изменившийся конец
Цензоры были крайне недовольны сценами с женой Верещагина — Настасьей, которую сыграла супруга Владимира Мотыля актриса Раиса Куркина. По сценарию после гибели мужа она теряет рассудок и сходит с ума. В изначальном варианте она уходит в пустыню и натыкается на рельсы, которые занесены песком. Настасья начинает ползать по ним и что-то неразборчиво шептать. Художественному совету не понравился этот эпизод, поэтому в окончательный монтаж вошли лишь те кадры, где убитая горем женщина бродит по берегу мимо лошадей.