Писатель-фронтовик создал повесть в 1972 году. В этой истории затрагивалась тема репрессий, и цензура не выпустила повесть в свет. Писателя попросили ее переделать. Однако Васильев предпочел отложить ее «в стол» до лучших времен. Произведение напечатали лишь во второй половине 80-х годов.
Повесть однажды прочитал четверокурсник ВГИКа Юрий Кара. И под впечатлением от нее решил снять курсовую работу. А поскольку длительность таких работ не превышала двадцати минут, то студент даже не счел нужным спросить разрешения у автора произведения. Взял оттуда несколько зацепивших его моментов – получились истории трех барышень.
О том, как лучше эти истории подать, Кара решил посоветоваться с режиссером Сергеем Герасимовым. Мэтр сразу ему сказал, что тема повести очень сложная. Поэтому порекомендовал снимать правдивое кино. Кара так и сделал. Позже показал часть отснятого материала, и мастер высказался одобрительно. Но посмотреть полностью готовую работу Герасимов не успел. Ушел из жизни незадолго до защиты своим воспитанником курсовой.
На студенческие работы институт выделял минимальный бюджет и весьма скромный реквизит. Девушек на главные роли Кара искал среди студенток или начинающих актрис. В Щуке нашел Иру Чериченко и предложил ей роль Искры. Роль Вики Люберецкой отдал своей приятельнице по ВГИКу Юле Тарховой. На роль кокетки Зины пригласил студентку школы-студии МХАТ Наталью Негоду. Будущая «маленькая Вера» очень хотела сниматься в кино, но регулярно заваливала пробы. В конце концов режиссеры поставили на ней крест. Но Кара решил рискнуть и в своем выборе не ошибся.
В роли матери Искры Кара очень хотел снять Нину Русланову. Но как подобраться к известной актрисе? Студент вначале робел. А потом набрался смелости и позвонил ей домой. Предложил встретиться, дал почитать повесть. Ознакомившись с произведением, Нина Ивановна согласилась сниматься бесплатно.
Кара изначально хотел делать фильм в ретро-стилистике. Для этого использовал сепию. В итоге кино действительно получилось будто из тех самых 40-х годов. Курсовую работу он успешно защитил. А когда пришло время защищать диплом, молодой выпускник решил доработать готовую короткометражку. Получился сорокаминутный фильм с участием известных артистов – Сергея Никоненко, Владимира Заманского, Веры Алентовой.
К работе новичка звезды отнеслись благосклонно. А Никоненко посоветовал выпускнику доснять еще несколько эпизодов – чтобы получилась полнометражная работа. Но тут возникла проблема. Для полноценной экранизации нужно было получить разрешение автора повести. Васильев всегда был очень придирчив к режиссерам, которые собирались экранизировать его книги. Многие получали отказ.
Однако Сергей Никоненко взялся решить этот вопрос. Актер пришел к Григорию Рималису, заместителю директора студии имени Горького, где шла работа над лентой. Попросил помочь. Когда-то тот был директором фильма «…А зори здесь тихие» и лично знал писателя-фронтовика.
Васильев вначале пришел в ярость. Как это так! Мало того, что короткометражку сняли без его ведома. Так еще и сделал ее какой-то юнец. За разрешением экранизировать эту повесть к нему обращались маститые режиссеры. И он всем отказал. А тут проявил дерзость вчерашний студент. Да что он себе позволяет! В общем, писатель высказался против экранизации Юрия Кары. Нет – и все тут!
Но Васильева все же уговорили приехать на просмотр короткометражной ленты. Поначалу писатель был настроен скептически. Съемочная группа с трепетом ждала его реакции. И вдруг Борис Львович растрогался до слез. На экране он увидел именно тех молодых людей, которых и описывал в своей повести. В итоге сменил гнев на милость. И не только дал добро на полноценную киноленту, но и сам помог написать сценарий.
Фильм «Завтра была война» впоследствии вошел в золотой фонд советского кино. От него и сегодня непроизвольно слезы наворачиваются на глаза. Прекрасно передана предвоенная атмосфера начала 40-х годов. Режиссер смог показать, что тогда чувствовали, как и чем жили в юности наши дедушки и бабушки. Как они учились в школе. Как влюблялись, собирались создавать семьи. Строить большую страну. Словом, жили обычной мирной жизнью тех лет. И никто из них не хотел умирать. Но страну они отстояли.
Интересно, что дебют Юрия Кары так и остался его единственной серьезной работой в кино. Потом были «Воры в законе», отвратительная экранизация «Мастера и Маргариты» и много чего еще. Но ни один из его следующих фильмов и рядом не стоял с экранизацией повести Васильева «Завтра была война».