Есть актеры, лица которых знакомы, а имена почти неизвестны. Например, Анатолий Грачев, снявшийся во многих отличных и часто идущих по телевидению фильмах. С таким славным, добрым и запоминающимся лицом мало кто знает фамилию. Тем не менее актер оставил яркий след в советском и российском искусстве, вписал свое имя в историю кино и театра.
Анатолий Грачев родился 12 июля 1937 года в поселке городского типа Исинбей Башкирии. Семья у него очень простая, отец плотник, а мать домохозяйка. Мальчику не было и десяти лет, когда случилось большое горе – умерла его мать. Его взяла к себе бабушка, она жила в Поволжье, в деревне Кузоватово. Там Толя учился в школе, а после ее окончания уехал к отцу в город Салават и устроился слесарем на завод.
В школьные годы участвовал в художественной самодеятельности, работал на заводе, одновременно занимался в театральном кружке Дворца культуры. Молодой человек хорошо пел и танцевал, выступал в постановках. В то время он твердо решил стать актером.
В пятьдесят пятом году Анатолий уехал в Москву и поступил в ГИТИС (у известного педагога И. М. Раевского). После окончания учебы молодого актера пригласили в Московский драматический театр (впоследствии Театр на Малой Бронной). Он сыграл главную роль в спектакле, поставленном Андреем Гончаровым. «Девятый вал» Ю. Эдриса и «Живой человек» В. Максимова. Гончаров доверял Грачеву серьезную работу и ценил его актерский талант.
А когда в театре появился Анатолий Эфрос, наступила новая веха не только в театре, но и в карьере Грачева. Эфрос смог наделить актера не только общительностью, но и романтическими начинаниями, лиричностью и искренностью. В спектаклях Эфроса Анатолий играл Ромео в «Ромео и Джульетте», Алешу Карамазова в «Братьях Карамазовых», Дона Карлоса в «Дон Жуане», а Грачев сделал Эфроса своим маяком, своим художественным наставником. считается звездой
Когда Эфрос ушел из театра, количество ролей Грачева значительно сократилось: с актером уже работал новый режиссер, и Грачеву приходилось долго ждать определенных ролей. Поэтому, когда открылся театр «И так далее» под руководством А. Калягина, Анатолий Дмитриевич принял его приглашение и пошел работать в этот театр.
Дебют Грачева в Театре имени А. А. Калягина состоялся в 1993 году в роли Серебрякова в пьесе Чехова «Дядя Ваня». Анатолий Дмитриевич проработал в этом театре 12 лет, сыграв множество интересных ролей.
Анатолий впервые появился на киноэкране четвероклассником в фильме «К Черному морю» (Юра Дорозин, Водитель). После этого он снялся в фильме «Аленка» (Егор), в «Одерской весне» (капитан Чохов), «Волчьей стае» (Левчук), «Я остаюсь с тобой» (Аркадий Гайдар). играл главную роль. и т.д. Актер много снимался. В 1990-е годы, когда кино было в кризисе, приглашения на съемки прекратились. А Грачев полностью посвятил себя театру.
С ранних лет, как только Анатолий научился читать, он был постоянным посетителем библиотеки. Любовь к книгам он пронес через всю жизнь. Будучи студентом, живя на стипендию, отрицая буквально все, он сумел собрать хорошую библиотеку, но такой библиотеки не было ни у кого из его сокурсников.
По натуре Анатолий Грачев был очень прямолинеен, принципиален и бескомпромиссен. Если бы он считал, что ему нужно доказать факт, он не стал бы сбрасывать со счетов свое положение и титул. Я уважал честность и честность. Кроме того, он был интеллектуально развитым человеком, много знал и был интересным рассказчиком.
Во время учебы в ГИТИСе Анатолий Грачев познакомился со своей однокурсницей Татьяной Кленовой. Они поженились, и на 67-м году жизни у них родился сын Дмитрий. Семья жила дружно, любила сына и отдавала ему все свободное время.
Анатолий Татьяна был не только надежным тылом и теплой гаванью, но и строгим зрителем, критиком, советчиком, верным помощником в работе.
Жизнь Анатолия Дмитриевича потеряла всякий смысл, когда в марте 2005 года от тяжелой болезни не стало его Татьяны Дмитриевны. Он впал в депрессию и через два месяца ушел вслед за ней 19 мая 2005 года. ему было 67 лет.