«…Если за что-то берусь, то отдаюсь целиком, до потери пульса. Не умею ничего делать вполсилы», – признавался Алексей Петренко. Эту внутреннюю мощь, человеческую и актерскую, чувствовали зрители, ценили известные режиссеры, доверявшие исполнителю невероятно трудные и яркие роли.
26 марта исполнится 85 лет со дня рождения Алексея Васильевича. Вот несколько историй из творческой жизни великолепного артиста.
Агония (1975)
Работу над фильмом о Григории Распутине режиссер Элем Климов начал в конце 1960-х. К основным съемкам приступили только в 1973 году. На главного героя пробовалось немало знаменитых артистов, включая Леонида Маркова, Михаила Ульянова, Евгения Лебедева, Анатолия Папанова. Об этой роли мечтал Василий Шукшин. Режиссер даже советовался с экстрасенсами, поскольку ему нужен был исполнитель с огромной внутренней энергетикой. Легендарный Вольф Мессинг предложил посмотреть актера Театра имени Ленсовета Алексея Петренко, которому на тот момент было 32 года.
По словам артиста, ему «салаге, известному в узких кругах» пришлось соревноваться с «гениальными, опытными» коллегами. Причем, в непосредственном сравнении. Каждый претендент получил кусок из монолога и все читали друг за другом. Тем не менее Климов сделал выбор в пользу Петренко. Он не подвел, полностью отдался роли, потребовавшей огромных душевных и физических сил. Привычка выкладываться без остатка привела к инфаркту, который исполнитель пережил в 34 года. Однако Алексей Васильевич был благодарен за опыт: «Удача, что одной из первых моих картин стала климовская «Агония». Меня словно на сверхзвуковом лайнере покатали».
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Когда Александр Митта пригласил Петренко на роль Петра I, кинокарьера артиста была в самом начале. Его партнер, Владимир Высоцкий, напротив, был на пике популярности. «Все тогда ахали и охали по его поводу. Но на съемках мы честно соревновались. Он арап, а я царь!» – вспоминал исполнитель. Фильм снимался по мотивам произведения Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого». Так же должна была называться картина. Но худсовет решил изменить акцент, и в итоге лента вышла под названием «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». «Чувствуете разницу? Владимир Семенович обиделся со страшной силой», – рассказывал Алексей Васильевич.
Сибирский цирюльник (1998)
В драме «Сибирский цирюльник» актеру досталась роль колоритного генерала Радлова. «Работать с ним было и трогательно, и смешно», – признается режиссер Никита Михалков. По сюжету генерал владеет английским, поэтому к Петренко, несмотря на его сопротивление, прикрепили учителя-англичанина. На пятый день занятий иностранец запел русские песни и стал вставлять в речь «крепкое русское словцо».
Однако съемки в картине оказались для актера нелегкими. Характер героя был бурным, актеру пришлось соответствовать. Самыми трудными стали съемки массовой сцены Масленицы. Конец зимы 1997 года был теплым, температура воздуха иногда поднималась до 12 градусов тепла. «…На меня навешали килограммов сорок разного реквизита. Костюмеры не могли все за один раз донести, а мне в этом наряде пришлось с цыганами вприсядку отплясывать», – рассказывал Алексей Васильевич. В итоге артист получил второй инфаркт. Несколько раз ему пришлось тайком уходить из больницы, чтобы отснять свои оставшиеся эпизоды.
Вольф Мессинг: видевший сквозь время (2009)
Через много лет Алексею Петренко довелось прикоснуться к истории Вольфа Мессинга, поддержка которого открыла актеру дорогу в большое кино. В 71 год он сыграл Сталина в телесериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. В роли знаменитого экстрасенса выступил Евгений Князев, который называет сотрудничество с Петренко «уроками актерского мастерства». В конце съемок Князев попросил коллегу сделать совместную фотографию. Тогда Алексей Васильевич предложил воспроизвести настоящее фото, хранящееся у него в домашнем архиве – Петренко справа, Мессинг слева. И рассказал партнеру, как экстрасенс помог ему получить роль Распутина.
Обломов. Несыгранная роль
Своей заветной ролью Алексей Петренко называл Обломова. Причем, у актера был собственный взгляд на героя: «Я не хотел его играть традиционно, как в школьном учебнике. Он не хныкалка и не размазня, нет! Нормальный мужик, интересный и темпераментный, не желающий жить, как Штольц, который все за деньгами бегал».
Когда Никита Михалков и Александр Адабашьян работали над сценарием фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», то роль слуги Захара писали в расчете на Петренко. Хотя Михалков знал о мечте артиста, но Обломов был обещан Олегу Табакову, вместе с которым режиссер добился в Госкино разрешения на съемки. Алексей Васильевич признавался, что тогда очень обиделся и отказался играть Захара. Но после жалел, поскольку считал работу с Михалковым настоящим мастер-классом. Сам режиссер не раз восхищался мощью таланта Алексея Васильевича. «Думаю, что сегодня такого масштаба актера нет. Может быть, еще будет, но пока нет», – считает он.