В «Чародеях», новогодней сказке для взрослых, любовная линия главных героев — основа сюжета, хотя, положа руку на сердце, почти не раскрыта и далеко не так интересна, как линии второстепенных персонажей. На мой взгляд, это сильный недостаток картины: мы знаем, что Иван и Алена должны пожениться, но нам ничего не рассказано об истории их любви. И вся движуха вокруг их воссоединения пропитана какой-то недосказанностью. Причем, за основу взят классический сказочный сюжет, где принц / царевич / местный дурачок спасает красу-девицу и женится на ней. Но множество непричесанных деталей дискредитирует традиционную концовку из серии «Стали они жить-поживать, да добра наживать». И вот почему.
Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что «рулить» в этой паре будет Алена. В фильме вообще воспевается матриархат: главные женские персонажи Алена и Кира — самодостаточные, независимые, уверенные в себе женщины, которые своим избранникам лишь позволяют себя любить. Ни о какой жертвенности и уступчивости с их стороны речи не идет. Уступают и терпят как раз мужчины.
Но если Киврин идет на уступки сознательно и вполне может противостоять произволу Киры в силу наличия у него магических способностей, то Иванушка в этом плане гол как сокол. Он не ровня своей невесте. Зачем он ей нужен, тем более, что в НУИНУ есть прекрасный мужик Ковров, магистр, между прочим, и явно тайно влюбленный в Алену? Ну не из-за московской квартиры в самом деле! Жилплощадь там фигурирует для придания сюжету злободневности и уравновешивания весовых категорий молодых влюбленных.
Алена — вся из себя умница, красавица и талант, ведьма с большим потенциалом, а Иванушка… красив и с столичными квадратными метрами. Других выдающихся качеств я в нем не наблюдаю и не совсем понятно, кто все-таки является его прообразом: не то Иван-Царевич, не то Иванушка-дурачок.
Алене будет непросто со своим будущим мужем, а ему с ней. Первое, что сразу бросается в глаза, Иван — безотцовщина. Например, до него очень медленно доходит, что Алена и его будущая семейная жизнь в опасности. Когда Брыль в образе вагонного говорит, что Алену заколдовали, Ивана больше волнует, кто это сделал, а не что делать ему. Это инфантильная позиция, которая не идет такому взрослому юноше. Но, очевидно, мамка вечно решала все сама, пока Ваня учился и ходил по кружкам, отсюда и глупые вопросы. Не привык мальчик к самостоятельности ни в поступках, ни в принятии решений.
Что отца в семье Пуховых нет, подтверждает и поведение Нины, сующей свой нос во взрослые дела брата. Очевидно, мама, обжегшаяся на молоке, опасалась мужчин и Ваню воспитала таким образом, чтобы его мужская сущность не отсвечивала, а вот маленькая Нина стала ее подружкой и переняла манеру общения с братом. Решение ехать в Китежград она принимает самостоятельно и там дает ему разные ЦУ.
Девочка, исполнившая роль Нины, действительно милая, но разница в возрасте у нее с кинобратом слишком велика, чтобы подсказки и советы смотрелись забавно. Иван в итоге выглядит совсем уж недалеким и безалаберным. Он не пользуется ни малейшим авторитетом у младшей сестры. Вяло гонит ее домой, не думая о том, как маленькая девочка будет добираться с вокзала домой, а потом и вовсе от полустанка в лесу до Москвы. Такое поведение никак не свидетельствует в пользу зрелости Пухова.
На месте он, несмотря на настойчивые попытки Брыля и Коврова разложить ему по полочкам принципы жизни волшебников, пытается решить проблему с заклятьем Алены по-быстрому. Даже увидев ее с Сатанеевым, Ваня вместо того, чтобы собраться в кучу, продолжает тупить оценивать реальность необъективно.
Когда попытка расколдовать Алену с помощью поцелуя проваливается, он психует и вопит, что он ее Иванушка и она должна его поцеловать. Эта детская убежденность, что все должно быть так, как ему надо без усилий с его стороны, выдает в Ване личностную незрелость, хотя мальчик уже не маленький… такого не переучишь.
К решительным действиям Иван переходит, когда его сдувает ветром в заметенный снегом двор, где над ним издеваются номера автомобилей волшебников. За живое его задевает, что 1) он выглядит смешно; 2) у него отобрали невесту; 3) его вынуждают шевелиться активно бороться за свои права, а он к этому не привык, до того, видимо, все как-то само собой складывалось (салют, мамочка!) Т.е. Иван Пухов хоть и совершает подвиги во имя любви, но справедливость он восстанавливает в первую очередь в отношение себя, что говорит о таком его нехорошем качестве, как эгоизм.
Далее Ваня несется к Шамаханской поговорить. А это — типично женский способ решения проблем: «Я сейчас вам все объясню, вы увидите, какая я хорошая и сделаете так, как мне надо». Иван не задается вопросом, почему Кира заколдовала Алену и зачем ей помогать ему выпутаться из сложившейся ситуации. Предвкушаю комментарии из серии «Ваня — простой парень, ничего не смыслящий в магии, вот и пошел к Кире»… Да, но его простота из серии «хуже воровства». Брыль с Ковровым пытались ведь ему втолковать, что Алену придется спасать, но грузить мозг лишней информацией и задавать вопросы Ванечка не захотел, равно как и напрягаться. Он вообще хотел все сделать по-своему — в волшебном мире, существующему по неведомым ему законам.
Разговор по душам не прокатывает, хотя выглядит трогательно. Кира Анатольевна мучительно переживает мнимую измену Киврина и даже не пытается вникнуть, что там происходило между Иванушкой и Аленой, предоставив молодому человеку самостоятельно решать свои семейные проблемы.
В итоге Ваня настолько расстраивается, что закатывает истерику Коврову и Брылю, когда те сварганивают ему костюмчик, который сначала не сидел на стройной фигуре московского принца. И только после подгонки, осуществляющейся под веселую песенку, Ваня успокаивается и берет себя в руки: «Главное, чтобы костюмчик сидел»! Сюжет закольцовывается: Ване по-прежнему нечего предложить Алене, кроме красивой внешности и молодецкой удали.
В итоге он снимает опростоволосившегося Сатанеева с крыши НУИНУ, Алена целует его и чары спадают. Все это преподнесено как поступок настоящего мужчины, но выглядит это геройством с натяжкой… Хотя бы потому что вокруг куча волшебников, которые могли бы докумекать сообща, как спустить неудавшегося Воланда на землю. Но спишем все на неудачную режиссуру.
Напомню только, что Ковров, кинувшийся сначала останавливать Ваню, произносит важную фразу: «Вот простота!» А Киврин, переодевшийся дед Морозом останавливает его со словами «Так надо»! Эту сцену можно воспринимать по-разному, но мне лично кажется, что героическое снятие Сатанеева с крыши для Вани своего рода инициация, после которой он получает назад свою невесту, будучи уже готовым нести за нее ответственность. Недаром говорят, что мужчине полезно попотеть ради завоевания сердца своей избранницы — тогда и ценить ее он будет больше.
Только вот слабо верится, что Иван после этой недолгой борьбы за Алену кардинально изменится. Безотцовщина в принципе крайне сложно поддается корректировке. Иван, с одной стороны привык, что им командует женщина, с другой, он приучен к угадыванию своих желаний. А у Алены явно не будет на это ни времени, ни желания. Ваня — эгоист, как подавляющее количество мужчин, воспитанных мамами-одиночками. Алена со своей высокой самооценкой вряд ли съедет в глухой мазохизм: ей нужен мужчина-партнер, который будет поддерживать ее, а не великовозрастный сынок, рожденный другой женщиной.
Более-менее нормальное будущее этой пары я вижу исключительно в Китежграде. Ваньку возьмут под свое крыло Брыль с Ковровым, они же доходчиво объяснят, как ему повезло с женой: сам не допрет. В Москве, без привычной творческой атмосферы НУИНУ и отсутствия внимания со стороны мужа (а Иван зациклен на себе) Алене будет некомфортно. Насколько ее хватит, неизвестно. Какой бы деловой она не была, все равно, как и любой женщине, ей захочется внимания и заботы со стороны супруга. И не только в случае заклятья лютой зимы, а ежедневно. Присутствие мамы и сестры также может ухудшать ситуацию, ведь рядом с ними Ваня будет чувствовать себя инфантильным подростком и скатываться в соответствующее поведение, что вряд ли будет нравится Алене…
Но Ивану будет нелегко решиться на переезд, ведь он в мире чародеев чужой. Но, думаю, это второй и гораздо более важный подвиг, который он должен совершить ради любимой. Смена привычных жизненных обстоятельств станет мощным толчком к переменам в личности Ивана и выработке ответственности и самостоятельности. И тут вопрос к Алене, готова ли она вытерпеть все метаморфозы, которые будут происходить с Ваней в течение далеко не одного года?
Готового ответа на вопрос, каким будет будущее отношений Ивана с Аленой, нет. У каждого из них есть личностные качества, которые позволяют предполагать, что они вынесут все совместные испытания: решительность, смелость, искренность. Поэтому дело только в выборе, который будут день за днем делать Иванушка и Алена: быть вместе до конца или расстаться. Хочется верить, что у них хватит мудрости и терпения пронести свою любовь сквозь года. Все-таки, «Чародеи»— это сказка!