Решила собрать материал о создании первой совместной работы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского – фильма «Берегись автомобиля» (1966). Встречаются истории о том,
— как трудно было уговорить сниматься в главой роли Иннокентия Смоктуновского, какие артисты могли сыграть Деточкина и Подберезовикова,
— об импровизациях Анатолия Папанова — режиссер хотел было переснять сцены с отсебятиной, но понял, что фразы актёра настолько удачны, что их нужно оставить,
— узнала о том, почему так серьезно смотрит в кадре вождения троллейбуса Ольга Аросева…
Все эти факты достойны внимания и, возможно, я о них еще напишу подробнее. Но, пересмотрев фильм в день рождения Евгения Евстигнеева (9 октября), я вдруг поняла, что его роль в фильме несправедливо забывают.
Согласна, она отнюдь не главная. И все же… Актер создал выразительный образ. Типаж даже. Таких людей во время правления генсека Хрущева называли «дурак с инициативой». Хоть столкнуться с ними можно и в любую другую эпоху. Это непрофессионалы, убежденные в обратном, они генерируют абсурдные идеи, не сомневаясь в их правильности.
Сила таких персонажей – в их непобедимой самоуверенности. К примеру, провозглашает Евгений Александрович (кстати, Евстигнеева в жизни звали так же, как его героя) свой коронный монолог. Помните, заканчивается: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться, понимаете, на Вильяма нашего Шекспира?» И делится с аудиторией следующими идеями:
- Развитие народного самодеятельного театра идет вперед семимильными шагами. Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят профессиональные, и это правильно.
- Не должен актер целый день болтаться в театре. Естественно, что актёр, не получающий зарплаты, будет играть с бОльшим вдохновением. Ведь актёр должен где-то РАБОТАТЬ. Неправильно, если он целый день болтается в театре. Ведь насколько бы Ермолова лучше играла вечером, если бы днем она стояла у шлифовального станка.
И говорит так презентабельно, что, наверно, не все сразу понимают, что это чепуха.
На Ютьюб-канале «Советские фильмы, спектакли и телепередачи» я обнаружила интервью Евгения Евстигнеева, в котором он рассказывает, чем привлекла его роль режиссёра народного театра в трагикомическом детективе «Берегись автомобиля». Цитирую фрагменты:
«Меня интересовало показать человека тёмного. Ему доступна область искусства. Но он не понимает, что не должен в ней быть. А идет туда, как он считает, с полным правом.
Почему-то в физику, кроме специалистов, никто не идёт. А в искусстве «все понимают». Поэтому как-то легко туда проникнуть, иметь свои суждения.
Я думаю, наряду с тем, что он смешной, он и опасный».
Соглашусь и добавлю: многие убеждены также, что все разбираются и в журналистике, политике, медицине… А вы как думаете, почему так прочны данные стереотипы?
Евгений Евстигнееев умел одинаково виртуозно сыграть как большие, так и маленькие роли. Мне, например, запомнились не только его профессора — Преображенский и Плейшнер — из «Собачьего сердца» и «Семнадцати мгновений весны», степист Алексей Беглов в «Зимнем вечере в Гаграх», художник Николай («По семейным обстоятельствам»). А и обаятельный, с тросточкой, вор а законе Петр Ручников («Место встречи изменить нельзя»), и конечно, режиссер Евгений Александрович, которого уволили из профессионального театра, но он не растерялся…