Всенародно любимый фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) называли картиной «о Диком Западе, снятой в диких условиях советского кинопроизводства». За год проката фильм посмотрело более 60 млн. зрителей! Кому-то вестерн, вышедший на экраны в 1987 году, сейчас может показаться нелепым. Тем не менее, если рассматривать фильм с позиции безбашенной музыкальной комедии, он идеален, тем более, что Суриковой удалось собрать на съемочной площадке весь «цвет» советских актеров.
В этом выпуске я расскажу о том, как снимали эту пророческую картину о развитии кинематографа. Был ли успех «Человека с бульвара Капуцинов» случайностью? Как вышло, что через 20 лет тот же сценарист Эдуард Акопов и режиссер Алла Сурикова сняли совершенно провальное продолжение гениального советского фильма.
Алла Сурикова пришла в кинематограф в 1968 году, когда ей было 28 лет. Женщина, обладающая легким, но пробивным характером, работала ассистентом режиссёра телевизионной картины «Маленький школьный оркестр» (1968). С той поры Сурикова начала снимать собственные фильмы практически каждый год: на данный момент в её фильмографии более четырех десятков кинолент.
Большинство её фильмов — это легкие водевили со счастливым концом. Нетрудно догадаться, что сценарии к таким лентам было гораздо легче «протащить» через бдительную цензуру. В советское время такими незамысловатыми (часто музыкальными) картинами любила развлекаться интеллигенция.
В 1964 году в Чехословакии вышла комедия «Лимонадный Джо» — смешная пародия на вестерн. Спустя более чем 20 лет Алла Сурикова решила совместить идею шуточного вестерна и гимна киноискусству. Выбор режиссера пал на сценарий Эдуарда Акопова: по его произведению Сурикова уже сняла милую комедию «Будьте моим мужем» (1981) с Андреем Мироновым в главной роли.
Сурикова, которая с молодости была знакома с большим количеством «звезд», непременно решила заполучить на роль мистера Феста Андрея Миронова. Он же, прочитав сценарий, отказался от участия в фильме.
Однако Сурикова была бы не Суриковой, если бы не смогла уговорить звезду советского кино первой величины! Режиссер убедила артиста в том, что «Человек с бульвара Капуцинов» — не просто дурацкий водевиль, а гимн кино, снятый в комичной форме. Об этом свидетельствует даже название: на бульваре Капуцинов (на самом деле — Капуцинок) в Париже братья Люмьер показывали свои первые кинохроники, и именно мистер Фест нес это искусство в массы. С аргументами режиссера Миронов спорить не стал и согласился играть главного героя в новом фильме Суриковой.
Как только другие артисты узнали, что Миронов согласился сниматься, тут же стали подтягиваться в этот фильм. Вскоре за роль в комедии актерам пришлось буквально «грызться». Возможно это случилось ещё и потому, что съемки проходили в Крыму: работа работой, но провести несколько недель за государственный счет на Черном море — большое удовольствие.
Роль Билли Кинга (друга мистера Феста) изначально была отведена Алексею Жаркову, а Николай Караченцов должен был изображать Черного Джека, которого в итоге сыграл Михаил Боярский. Однако Караченцов, повел себя на пробах так лихо, что Сурикова тут же отдала роль Билли ему. В итоге Жарков «пролетел» мимо «Человека с бульвара Капуцинов» и после этого несколько лет не разговаривал с Аллой Ильиничной.
Режиссер предоставила Андрею Миронову карт-бланш в выборе красавицы-партнерши: сыграть мисс Литтл стремились Ирина Розанова и Ольга Кабо. Но Миронов остановил свой выбор на Александре Яковлевой, ранее сыгравшей красавицу-стюардессу в фильме «Экипаж» (1979). Актриса славилась вздорным характером и непунктуальностью, но на этих съемках вела себя смирно: то ли повзрослела, то ли на неё подействовало такое количество звезд на площадке. Алла Сурикова позже говорила о ней:
«Она была обворожительна и трудолюбива, часами до изнеможения репетировала танец, училась петь (пела за Яковлеву все же Лариса Долина), вертеть кольт, скакать на лошади».
В итоге, кроме Миронова, Караченцова и Яковлевой, в фильме снялись многие выдающиеся актеры советского кино: Михаил Боярский, Олег Табаков, Игорь Кваша, Лев Дуров, Наталья Фатеева, Галина Польских, Наталья Крачковская, Спартак Мишулин, Альберт Филозов, Олег Анофриев, Михаил Светин, Леонид Ярмольник, Семён Фарада и многие другие.
Кстати, именно благодаря «Человеку с бульвара Капуцинов» Михаил Боярский окончательно определился со своим сценическим образом.
«Я терпеть не мог показухи в музыкальных клипах, поэтому всегда снимался в своей повседневной одежде. Так кожаный плащ в видеозаписи «Зеленоглазого такси» и некоторых других роликах – из фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Я просто выкупил его после съемок», – позже признавался Михаил Боярский.
В общем, актеры веселились, а Сурикова мучилась: на закате СССР каждые съемки превращались в ежедневную борьбу с тотальным дефицитом всего. Сначала возникла нехватка лошадей, точнее полное их отсутствие: командир кавалерийского полка, созданного на «Мосфильме» специально для съемок «Войны и мира» Сергея Бондарчука, наотрез отказался предоставить своих подопечных. К счастью, на помощь пришли жители Крыма, с радостью одолжившие своих скакунов для съемок фильма.
Сурикова подметила, что в настоящих вестернах герои совершенно безболезненно крушат мебель. Секрет оказался прост: на вид массивную, на деле же хрупкую мебель голливудские мастера делали из бальсового дерева, которое растет в Эквадоре.
Режиссер узнала, что этот материал используется при изготовлении дельтапланов. Наведя марафет, Алла Ильинична отправилась на прием к влиятельному генералу в ДОСААФ, который был единственным «распределителем» сверхлегкой древесины. В свойственной ей непосредственной манере, Сурикова заявила: «Я пришла вас соблазнять!» Генерал оторопел от такой наглости и велел выдать режиссеру кубометр бальса.
Городок Санта-Каролина кинематографисты построили недалеко от Феодосии. Там тоже всё было бутафорским, включая кактусы. Как-то раз ветерок, дувший с моря, чуть не унес легкую конструкцию в воду. Перепуганная Сурикова собственноручно ловила «искусственные» дома и растения.
Даже бутылки были из специальной смолы, которая бьется, но не режется — их удалось заказать на Ленинградском предприятии. Чтобы не рисковать здоровьем актеров, Алла Ильинична лично опробовала «стекло», разбив одну из бутылок о свою голову.
Андрею Миронову этот фильм всё же понравился, о чем он позже по телефону сказал Алле Суриковой. Они договорились встретиться в Риге, чтобы обсудить дальнейшие планы. Но этому разговору не суждено было произойти: в 1987 году Миронов умер на сцене Рижского театра…
Все убедились, что старания режиссера оказались не напрасными: фильм назвали шедевральным, зрители оценили его, а цитатами из фильма до сих пор пользуются в повседневной жизни.