Алексей Эйбоженко — яркий советский актер, обладавший идеальной выправкой и особой статью. Неудивительно, что в кино он часто играл строгих военных и суровых милиционеров. А вот в жизни Алексей был мягким, добродушным и незлобливым. За схожесть характера и внешности его изредка путали с актером Юрием Богатырёвым. За свою короткую жизнь (всего 46 лет) он успел сняться в 54 кинокартинах (включая фильмы-спектакли) и внес незабываемый вклад в развитие нашего кино.
В этом выпуске я расскажу о судьбе известного советского актера, преданного мужа и прекрасного отца, что встречается довольно редко среди представителей его профессии. Как вышло, что Эйбоженко рано остался сиротой? Почему жизнь актера оборвалась внезапно, и есть ли в этом вина медиков?
Алексей Эйбоженко появился на свет в Москве 6 февраля 1934 года. Когда мальчику было семь лет, его отец ушел на фронт: Сергей Эйбоженко погиб на Курской дуге в 1943 году, и 9-летний Алёша с сестрой наполовину осиротели. Вскоре не стало и матери: женщина не смогла пережить потерю мужа. Заботиться об осиротевших детях стала бабушка по материнской линии), ютившаяся в коммуналке. Она была настоящей француженкой и приходилась двоюродной племянницей писательнице Жорж Санд (у них даже была одинаковая фамилия — Дюпен).
Кстати, до революции дом и вся земля, где находилась коммунальная квартира (именно там жили бабушка и внуки), полностью принадлежали деду Эйбоженко. Только вот он проиграл свой дом в карты на одном из Дворянских собраний и не смог этого пережить.
В школе юноша учился посредственно: особенно ему не давались точные науки. Зато Алексей очень много читал и знал наизусть почти все стихотворения Маяковского. Вот только стать актером Эйбоженко решил совсем не из-за любви к литературе.
Молодой человек узнал, что «Щепка» предоставляет общежитие как иногородним студентам, так и москвичам. К тому же, можно было зарабатывать деньги, играя в спектаклях, без отрыва от учебы. Так что, с первой попытки став студентом театрального ВУЗа, Эйбоженко решил ещё и жилищно-материальные проблемы.
В 1957 году Алексей получил диплом, и по распределению был направлен в Воронежский драмтеатр. В 1959 году актер вернулся в Москву, где был принят в труппу Московского театра драмы и комедии (ныне Театр на Таганке). Там Эйбоженко встретил свою будущую и единственную жену Наталью Кенигсон, дочь известного актера Владимира Кенигсона.
Наталья рассказывала, что она слышала об Алексее от своего наставника в «Щепке» — Веры Пашенной, так как он являлся выпускником её предыдущего курса. Молодая красавица-актриса была рада работать в одном театре с Эйбоженко ещё и потому, что его описывали как талантливого актера и харизматичного мужчину.
Однако при первой встрече Эйбоженко не произвел на Кенигсон впечатления, ведь вместо брутального красавца она увидела невысокого мужчину с опухшими глазами, одетого в старый свитер и дешевые шерстяные брюки. К тому же он был старше Натальи на 5 лет. Лишь при личном общении Алексею удалась «зацепить» Наталью своей харизмой, добротой и умением красиво ухаживать.
Вскоре Эйбоженко, как и положено, пришел к родителям невесты просить руки их дочери. Владимир Кенигсон сразу благословил влюбленных, а мать Натальи — актриса Нина Чернышевская, сказала, что ей надо подумать. Но девушка не стала «подыгрывать» матери и сказала: «А что тут думать? Играем свадьбу!»
Влюбленные не стали затягивать с женитьбой, и в том же 1959 году на свет появился их первенец Сергей. Супруги с сыном жили вместе с родителями Натальи дружной семьей. Покладистый Алексей никогда не ссорился не только с женой, но и с её родителями, предпочитая уступить, нежели конфликтовать или выказывать недовольство.
В 1960 году актер дебютировал в кино в роли секретаря в фильме «Простая история» (1960), правда его так и не упомянули в титрах. Эйбоженко это не расстроило, так как он не стремился к кинокарьере. Однако с 1961 по 1964 годы съемки в кино стали для него единственным заработком, так как его жену уволили из театра из-за конфликта с режиссером, и Алексей ушел вслед за любимой Натальей.
Наталья не переживала, что её актерская карьера не задалась, и с головой погрузилась в материнство и заботу о муже. Впрочем, в середине 1960-х женщина все же устроилась работать режиссёром литературно-драматической редакции в «Останкино».
Алексей же не мог довольствоваться небольшими ролями в кино, так должен был обеспечивать семью, но это было не так просто. Лишь через три года после ухода из Театра на Таганки актеру удалось влиться в труппу «Маяковки». В 1967 году Эйбоженко перешел в Малый театр, в котором служил до конца жизни.
Первой яркой работой Эйбоженко в кино, стала роль Макса Гюсмана в киноэпопее «Семнадцать мгновений весны» (1973), а вот популярность и известность ему принесла роль комиссара Ивана Данилова в 4-серийном фильме «На всю оставшуюся жизнь» (1975).
В 1970 году у супругов родился второй сын, которого назвали в честь отца — Алексеем. Впоследствии Алексей Алексеевич Эйбоженко получил актерское образование и стал известным теле- и радиожурналистом. За его плечами 30 киноработ.
Алексей Эйбоженко младший рассказывал, что не помнит, как к его родителям приходили гости, ведь они предпочитали наслаждаться обществом друг друга. Также Алексей Алексеевич вспоминал, что его отец любил ради забавы поспорить с тестем. Мужчины выпивали вместе, втайне от жен, а потом оба получали «нагоняй».
Алексей Сергеевич всегда ставил свою большую семью превыше всего. Актер знал, что ему очень повезло с женой и её родственниками. Поэтому он ценил и уважал их, а коллеги, знающие его дружную семью, могли лишь порадоваться и взять с них пример.
Сыновья скромного актера, которому даже не дали звания «заслуженного», вспоминали, что их отец в жизни был очень непрактичным и никогда не пользовался своей известностью. Поэтому, если нужно было «достать» продукты или одежду, сыновья Эйбоженко обращались с просьбами не к отцу, а к деду — народному артисту Владимиру Кенигсону.
26 декабря 1980 года Алексея Эйбоженко госпитализировали в Бакулевский институт с сильным приступом гипертонии. Была пятница, и врачи решили именно в этот день устроить «праздник» по случаю приближающегося Нового года. Скорее всего, актеру не уделили должного внимания, ведь медики даже не заметили, как Алексей Эйбоженко уснул навсегда.
Младший сын актера не раз говорил, что в раннем уходе его отца (46 лет) полностью виноваты врачи: если бы они приняли все положенные меры, его отец мог бы ещё жить и жить. Однако родственники Алексея Сергеевича не стали подавать в суд на врачей, ведь это не вернуло бы их любимого человека.
Вдова Алексея Эйбоженко долго не могла смириться со столь ранним и несправедливым уходом любимого мужа. В отчаянии она уехала на родину предков в Германию, а через некоторое время второй раз вышла замуж и стала носить фамилию Кенигсон-Хансен.
Единственная жена Алексея Эйбоженко пережила мужа на 38 лет. Она скончалась в Германии 27 октября 2018 года на 78-м году жизни.
Безумно жаль, что талантливый актер и прекрасный семьянин так рано покинул этот мир из-за врачебной ошибки и болезни, с которой можно было полноценно жить долгие годы. Светлая память…