Юлия Борисова родилась 17 марта 1925 года в Москве. Родители были служащими и к искусству отношения не имели. Когда Юлия собралась поступать в театральное училище, все родственники были против. Поддержала только мама. Решила, пусть дочь выберет профессию, которую хочет, и в дальнейшем не жалеет, что не попробовала воплотить мечту в жизнь.
Юлия поступила в театральное училище имени Щукина, где талантливую студентку заметили сразу. Уже на втором курсе ее пригласили участвовать в спектаклях Театра имени Вахтангова.
В 1947 году Борисова окончила училище и была принята в труппу Вахтанговского театра, где служит по сей день.
Взлет театральной карьеры исполнительницы связывают с ролью Анисьи в спектакле «На золотом дне» (1955), поставленном по пьесе Мамина-Сибиряка. Вскоре Борисова стала ведущей актрисой театра. Исследователи ее творчества насчитывают более 60 ролей, сыгранных на сцене.
Широкому зрителю артистка стала известна благодаря кинофильмам и фильмам-спектаклям. При этом в ее фильмографии всего три художественных киноленты: «Три встречи» (1948), «Идиот» (1958) и «Посол Советского Союза» (1969).
Кинематографическим дебютом исполнительницы стала роль в драме «Три встречи», рассказывающей о судьбах бывших фронтовиков. Картина вышла на экраны в 1950 году и была хорошо встречена зрителями. Но Борисова посчитала свой первый опыт в кино малоинтересным и сосредоточилась на театре.
Режиссеру Ивану Пырьеву, задумавшему экранизацию романа «Идиот», удалось убедить актрису сыграть Настасью Филипповну только при помощи ее супруга – Исая Исааковича Спектора, директора-распорядителя Театра имени Вахтангова. Борисова осталась довольна сотрудничеством с режиссером. Настасью Филипповну она также играла на сцене родного театра.
Третьим экранным образом, созданным исполнительницей, стала посол Елена Николаевна Кольцова, прототипом которой послужила Александра Коллонтай, революционерка и советский дипломат.
Кроме того, на телевизионные экраны страны вышло около двадцати фильмов-спектаклей с участием актрисы. Это позволило миллионам зрителей более полно представить масштаб творческой личности Юлии Константиновны, столь ярко реализовавшейся на сцене.
Среди наиболее популярных телеспектаклей, в которых она сыграла главные роли, – «Много шума из ничего», «Иркутская история», «Без вины виноватые», «Антоний и Клеопатра», «Варшавская мелодия». Легендарный спектакль «Принцесса Турандот» стал визитной карточкой не только актрисы, но и всего Вахтанговского театра.
Самой поздней телевизионной работой Юлии Константиновны остается спектакль «Евгений Онегин», премьера которого состоялась в 2013 году. Он по-прежнему входит в репертуар Театра имени Вахтангова, а фамилия актрисы значится в списке исполнителей.
Творческие успехи Юлии Борисовой отмечены множеством государственных и профессиональных наград. С 1969 она носит звание Народной артистки СССР. В 2019 году актрисе вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, которым отмечен ее вклад в развитие отечественной культуры и искусства.
Актриса не дает интервью и утверждает, что в ее доме не побывал ни один журналист. Однако Юлия Константиновна выступает на встречах, о ее жизни и творчестве написаны книги. Одна из них вышла в 2018 году. Книга называется «Люблю. Юля». Автор – театровед Вера Максимова, много лет изучавшая наследие Театра имени Вахтангова. Для нее Борисова сделал исключение, согласившись на домашние беседы.
Впрочем, партнеры легендарной исполнительницы, нередко делятся своими впечатлениями о ней. И все они полны восхищения. «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета», – считал Михаил Ульянов. «Юлия Константиновна такой мастер, что сама умеет делать роли, знает, чего хочет. Она адвокат своих ролей», – говорит Людмила Максакова.
17 марта Юлия Константиновна отмечает день рождения!